В IX—XI веках в Мавераннахре важную роль в духовной жизни играла религия. В
этот период ислам, широко распространившийся на Востоке, стал мировой религией.
Народы Мавераннахра, в результате арабских завоеваний обращенные в ислам, были
вынуждены следовать требованиям шариата, изучать арабский язык и письменность.
Соборные мечети и молельни выполняли роль учебных заведений, где наставниками и
преподавателями были имамы. Но нужно обратить внимание на то, что для населения
Мавераннахра понадобилось почти полтора столетия, то есть жизнь пяти поколений,
прежде чем арабский язык стал действительно языком науки и государства и
появились ученые и мыслители, создававшие на этом языке свои труды. Именно в
этот период наряду с такими учеными, как Абу
Наср Фараби, Ахмад аль-Фергани,
Муса аль-Хорезми,
Абу Райхан аль-Беруни, Абу Абдуллах
аль-Хорезми, Ибн Сина появились и корифеи
ислама имам аль-Бухари, Иса Термези, Наджм
ад-дин Кубра, Бурхан ад-дин Маргинани,
Абу Мансур Матуриди и многие другие,
внесшие весомый вклад в исламское учение.
После освобождения от власти халифата в Мавераннахре и Хорасане и
возникновения государств Саманидов, Караханидов, Сельджукидов и хорезмшахов
усилилось внимание к исламскому образованию, шариату, науке и просвещению. В
центральных городах были построены крупные соборные мечети и медресе. Как стало
известно из источников, первое медресе Фаржак появилось в X веке в Бухаре,
вблизи рынка Кавушдузон (обувщиков). В XII веке в махалле Дарваза города Бухары
было построено специализированное медресе для правоведов. В этих высших учебных
заведениях можно было получить традиционное исламское образование, включающее
основательное знание Корана, хадисов и арабского языка. Для углубленного
изучения ислама главными источниками считались тафсир — комментарии к
Корану и фикх — наука исламского правоведения, трактовавшая требования
шариата. В этот период большим авторитетом пользовался тафсир в 14 томах,
написанный на арабском языке Абу Джафаром Табари. По указу Саманида Мансура ибн
Нуха в 962 году тафсир Табари был переведен с арабского языка на персидский.
Бухара стала центром развития и пропаганды учения ислама. В бухарских медресе
учились многие известные ученые — правоведы, судьи и имамы, в том числе такой
известный правовед, как Абу Хафс Кабир Бухари. Как отмечает Наршахи, благодаря
именно таким людям Бухара заслужила название Куббат ал-ислам "Купол
ислама". Власть имущие использовали ислам в качестве идеологического оружия.
Велась беспощадная борьба с любыми отголосками зороастризма. Усиливалось
угнетение трудящихся, преследовалось любое проявление свободомыслия. Ухудшились
их жизненные условия, что не могло не вызвать недовольства, протеста. Этим
настроениям соответствовало мистическое религиозное течение
суфизм, в котором люди искали правду и
успокоение.