В духовной культуре народов Средней Азии IX — начала XIII века ведущее место
занимал ислам. В становлении и развитии мусульманской идеологии основополагающее
значение имели, наряду с Кораном, хадисы, предания о поступках и изречениях
пророка Мухаммада.
Собирание хадисов получило особенное распространение во второй половине VIII
века. А в IX веке в мусульманской науке сложилась даже особая дисциплина,
исследовавшая хадисы. К X веку в исламском мире всеобщее признание получили
труды шести наиболее авторитетных хадисоведов, авторов наиболее достоверных
сборников хадисов. Почти все они были уроженцами Мавераннахра и Хорасана. Среди
них самое главное место занимает Имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810-870), который из 800 тысяч рассказов
о пророке отобрал лишь около 7400 "безупречных". На основе этих хадисов он
составил свод "Ал-Джами ас-сахих". Этот оригинальный труд известен также под
названием "Сахих аль-Бухари". Среди других сборников хадисов труд аль-Бухари
занимает главное место и считается второй священной книгой после Корана. Вот уже
двенадцать веков труд имама аль-Бухари "Ал-Джами ас-сахих" широко используется
как ценнейший источник исламского учения. К этой книге написано более ста томов
комментариев. Она переведена на многие языки мира.
Имам аль-Бухари оставил после себя богатое духовное наследие. Его перу
принадлежит более двадцати сочинений, имеющих большое воспитательное и
нравственное значение. Они призывают людей к добру, благородству, милосердию,
справедливости, трудолюбию, честности, взаимопониманию, любви к Родине. Изучение
и осмысление наследия имама аль-Бухари свидетельствует о том, что наряду с
успехами в светской науке ученые Мавераннахра достигли успехов и в развитии
религиозной мысли мусульманского Востока.