Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Распространение суфизма в Мавераннахре в IX - начале XIII вв.
 

Суфизм — это учение в исламе, для которого характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой. Это религиозно-философское течение впервые появилось в Ираке в конце VIII века. Суфии рассматривали частную собственность, богатство и роскошь как результат несправедливости. Они демонстративно носили простые одежды из грубой шерстяной ткани — "суф" (что и дало название учению), жили отшельниками. Это учение пришло в Мавераннахр через Иран.

Распространение суфизма связано с именами таких религиозных мыслителей Мавераннахра, как Хаким Термези, Абу Халик Гидждувани и Ахмад Яссави. Первоначально учение суфизма распространялось в городах. Оно было связано с жизнью простых людей и призывало своих последователей к овладению какой-либо полезной профессией. Поэтому суфизм в определенной степени отвечал чаяниям угнетенных, искавших в суфизме путь к избавлению от тяжелого положения. В основе суфийского учения лежит стремление к совершенствованию связи между человеком и божеством. Для этого в каждом дыхании человека должно быть сознание, ум, в каждом шаге — внимание. Применялись специальные приемы медитации (зикр) с целью постижения Бога.

Учение суфизма широко распространялось в Туркестане и Мавераннахре, появились его различные направления. В XII веке в Туркестане родилось учение "яссавия", в конце XII века в Хорезме — "кубравия", в XIV веке в Бухаре — "накшбандия" и другие. Основателем учения "яссавия" был поэт Ахмад Яссави. Основы учения даны в знаменитом "Диване хикматов" — уникальном памятнике средневековой тюркоязычной литературы, где Яссави стихами изложил собственные философские взгляды на волнующие суфиев вопросы. Яссави, хорошо знавший общественные порядки своего времени, жизнь дехкан и ремесленников, пропагандировал ислам и шариат, а также главную идею суфизма — совершенствование человека с помощью просвещения и путь для достижения совершенства — справедливость. Ахмад Яссави считал, что без соблюдения шариата не может быть совершенствования, без совершенствования не может быть образования, без образования не может быть справедливости, причем одно дополняет другое. Эти четыре этапа пути к прогрессу и составляют сущность жизни и деятельности суфия.

Яссави выдвинул идею о том, что подлинный путь к совершенству лежит через аскетизм и отречение от земных наслаждений. Совершенства достигнет лишь тот, кто может отказаться от удовольствий, переносит лишения на пути к послушанию, самоотверженно трудится. И хотя по учению "яссавия" пропагандируется отречение от мира, подчеркивается, что ценность человека выше материальных благ и государства.

Другим известным представителем суфизма был Наджм ад-дин Кубра (1145—1221). В Хорезме он основал суфийскую школу и положил начало учению "кубравия". В своих книгах "Благоухание лица и владельцы совершенства", "Десять законов и правил" Кубра развил собственные взгляды на проблемы суфизма. Основу учения "кубравия" составляют десять правил, среди которых есть отречение от благ (зухр), путь к божеству (таваккал), поиски совершенства (муракаба) и хождение в народ (ридо). Учение "кубравия" отличается от учения "яссавия" тем, что отрицает аскетизм. Кубра выдвинул идею о том, что в процессе кропотливого труда, ведущего к совершенству, вовсе не возбраняется пользоваться жизненными благами и наслаждениями. В учении "кубравия" есть огромная любовь к народу, оно призывает защищать Родину и бороться за ее независимость. Наджм ад-дин Кубра личным примером продемонстрировал своим последователям идеалы своего учения. Когда в 1221 году монгольские орды во главе с Чингизханом напали на Хорезм, Наджм ад-дин Кубра вместе со своими учениками, с оружием в руках, как и все население Гурганджа, участвовал в боях против захватчиков. В жестоком сражении, происходившем внутри городских стен, великий шейх погиб.

В XIV веке суфизм получил свое дальнейшее развитие. В Мавераннахре появилось учение "накшбандия". Его основателем был Баха ад-дин Накшбанд. Это прозвище, а настоящее имя шейха — Мухаммад ибн Бурхан ад-дин аль-Бухари. Он родился в 1318 году в кишлаке Касри Хиндуван вблизи Бухары в семье ремесленника-накшбанда, занимавшегося нанесением рисунка на ткани. В детстве шейх обучился ремеслу своего отца. Учение суфиев он постигал у известных наставников своего времени: Ходжи Мухаммада Бобо Самаси и Амира Сейида Кулала.

Баха ад-дин Накшбанд в своих трудах "Хайат-наме" (Жизнеописание), "Далил ал-ашикин" заложил основы собственного учения, которое известно под названием "накшбандия". Это суфийское учение широко распространилось в Мавераннахре, Хорасане и Хорезме. В основе учения Баха ад-дина лежит идея о достижении духовного совершенства путем труда и богослужения. Последователи учения призывали к чистоте, трудолюбию, помощи нуждающимся, к чистосердечию и скромности. Слова Баха ад-дина " Считай бога своим возлюбленным, но о труде не забывай" отображают характерную особенность учения "накшбандия". Оно отрицает отрешение от мира, пропагандируя трудолюбие, образованность, справедливость. В дальнейшем в учение "накшбандия" большой вклад внесли Ходжа Ахрар, Абд ар-Рахман Джами, Алишер Навои. Таким образом, суфизм был неразрывно связан с духовной жизнью населения Мавераннахра. Шейхи-ученые средних веков стремились через доктрины суфизма донести в народные массы образование и свет.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru