Политические, социально-экономические изменения, произошедшие в Мавераннахре
в IX-XII веках, оказали большое влияние на культурную жизнь региона.
Арабский халифат, захвативший огромную территорию, сильно нуждался в
просвещенных светских людях, необходимых для укрепления новой власти в
завоеванных странах. Потому здесь, наряду с исламом, активно распространялся и
арабский язык. Он считался языком государства, религии и науки. В свою очередь,
местная знать, стремившаяся как можно теснее сблизиться с арабскими властями,
усиленно старалась изучать арабский язык. Со временем среди населения
Мавераннахра появились люди, в совершенстве владеющие государственным языком
халифата. Вместе с тем арабским языком как языком науки широко пользовались
ученые Мавераннахра и Хорасана. Многие из них перебрались в центральные города
халифата —Багдад, Басру, Дамаск, Каир, Куфу, ставшие в первые века ислама
научными центрами Востока.
К середине VIII века халифат простирался от Средней Азии на Востоке до
Испании на Западе. В системе единого централизованного исламского государства
происходил заметный подъем сельскохозяйственного и ремесленного производства.
Активизировались международная торговля и мореходство, строились ирригационные и
гидротехнические сооружения, возводились новые города. Все возрастающие
потребности государства и общества в практических знаниях, необходимых для
составления сельскохозяйственного календаря, географических карт, разработки
методики определения расстояний между населенными пунктами, измерения земельных
площадей, рационального распределения воды между водопользователями,
настоятельно требовали развития астрономии, математики и географии.
В развитии этих наук немалую роль играл и ислам, требовавший от своих
последователей строгого соблюдения времени обрядов, что вызывало необходимость
создания устройств для измерения времени (солнечные часы — Даираи Хинди,
гномоны, клепсидры и т.п.), а также способов определения точного направления на
Мекку из любого пункта обширной империи.
На территориях государств, завоеванных халифатом, — в Сирии, Египте, Иране и
Средней Азии существовали древние очаги культуры. В Средней Азии еще задолго до
ислама в зороастрийских храмах проводились астрономические наблюдения. Эти
научные традиции получили дальнейшее развитие в Багдаде, куда в 819 году по
приглашению халифа Маъмуна (813—833) переехали многие видные среднеазиатские
ученые, такие как Муса ал-Хорезми,
Ахмад ал-Фергани, Хабаш ал-Хасиб, Яхъя ибн
Абу Мансур, Абул-Аббас Джавхари и другие. Потребности в практических знаниях
были столь велики, что халиф развернул широкую программу по организации научных
исследований, придав им статус важнейших государственных приоритетов.
В столице халифата Багдаде при участии среднеазиатских ученых была
организована академия "Байт ал-хикма" (Дом мудрости). Здесь имелась богатейшая
библиотека, где хранилось огромное количество рукописей на арабском, персидском,
греческом, индийском языках по разным областям науки, культуры и религии. В
Багдаде (квартал Шамасия) и около Дамаска на горе Касийун были построены две
обсерватории, где, наряду с астрономическими наблюдениями, ученые занимались
изучением и переводом на арабский язык трудов индийских, греческих и иранских
авторов.