Во второй половине IX века начался новый период в жизни Мавераннахра.
Освобождение от господства Арабского халифата и образование независимых
государств благоприятствовало оживлению культурной жизни народов Средней Азии.
Бухара, Самарканд, Гургандж и другие крупные города постепенно становятся
центрами науки и культуры. Хотя в этот период роль арабского языка была велика,
особенно в богословии и науке, но преобладающее большинство населения
Мавераннахра и Хорезма говорило на согдийском и хорезмийском языках. В городах
формировался фарсидари, который превратился в литературный язык саманидского
времени и был принят в качестве государственного языка. Алфавит для него
заимствовали из арабского письма, так как к этому времени древние письменности,
как языческие, были запрещены. На дари появляются литературные произведения и
научные труды. Многие представители правящей династии покровительствовали
литературе, наукам, изобразительным искусствам и архитектуре. В Бухаре и других
крупных городах Мавераннахра и Хорасана открываются высшие духовные школы —
медресе. Наряду с богословием, здесь изучали мусульманское право, математику,
астрономию, географию, логику, медицину. Выпускники медресе пользовались большим
авторитетом среди населения, имели своих последователей и учеников.
Во многих крупных городах Мавераннахра и Хорасана существовали специальные
книжные базары, где продавались рукописные книги. Бухара стала не только центром
государственного управления, но и центром науки и культуры. Город славился своей
государственной библиотекой, расположенной в эмирском дворце. По описанию
Ибн Сины, который с разрешения Саманида
Нуха ибн Мансура (976—997) в течение года пользовался этой библиотекой, она
занимала целый ряд комнат. В одной комнате хранились книги по мусульманскому
праву, в другой — по медицине, в третьей — по математике, в четвертой —
литературные произведения и т. д. Это был период подъема городской культуры,
расширения круга просвещенной знати. Правители Мавераннахра окружали себя
учеными, поэтами и знатоками искусства, считаясь с их мнением по многим
вопросам. Местные правители имели библиотеки, где хранились уникальные
рукописные книги — предмет их гордости.
Итак, образование государства Саманидов, политическая стабильность и
экономический подъем в стране благоприятствовали развитию культурной жизни
народов Средней Азии. В этот период в Бухаре, Самарканде, Гургандже, Мерве и
других городах Мавераннахра и Хорезма жили и творили такие великие
ученые-мыслители, как Абу Наср Фараби,
Абу Райхан ал-Беруни,
Абу Али ибн Сина, Абу Абдаллах Хорезми,
Махмуд Замахшари, Абу Бакр Наршахи,
Рудаки, Дакики, Абул-Касым Фирдауси,
Бурхануддин Маргинани и многие другие.
11 ноября 1997 года указом Президента Республики Узбекистан И.Каримова было принято решение о возрождении хорезмской Академии Маъмуна. Осенью 2005 года в Узбекистане широко было отмечено 1000-летие основания этого исторического центра науки.