Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Оживление культурной и духовной жизни в Мавераннахре в IX - начале XIII вв.
 

Во второй половине IX века начался новый период в жизни Мавераннахра. Освобождение от господства Арабского халифата и образование независимых государств благоприятствовало оживлению культурной жизни народов Средней Азии. Бухара, Самарканд, Гургандж и другие крупные города постепенно становятся центрами науки и культуры. Хотя в этот период роль арабского языка была велика, особенно в богословии и науке, но преобладающее большинство населения Мавераннахра и Хорезма говорило на согдийском и хорезмийском языках. В городах формировался фарсидари, который превратился в литературный язык саманидского времени и был принят в качестве государственного языка. Алфавит для него заимствовали из арабского письма, так как к этому времени древние письменности, как языческие, были запрещены. На дари появляются литературные произведения и научные труды. Многие представители правящей династии покровительствовали литературе, наукам, изобразительным искусствам и архитектуре. В Бухаре и других крупных городах Мавераннахра и Хорасана открываются высшие духовные школы — медресе. Наряду с богословием, здесь изучали мусульманское право, математику, астрономию, географию, логику, медицину. Выпускники медресе пользовались большим авторитетом среди населения, имели своих последователей и учеников.

Во многих крупных городах Мавераннахра и Хорасана существовали специальные книжные базары, где продавались рукописные книги. Бухара стала не только центром государственного управления, но и центром науки и культуры. Город славился своей государственной библиотекой, расположенной в эмирском дворце. По описанию Ибн Сины, который с разрешения Саманида Нуха ибн Мансура (976—997) в течение года пользовался этой библиотекой, она занимала целый ряд комнат. В одной комнате хранились книги по мусульманскому праву, в другой — по медицине, в третьей — по математике, в четвертой — литературные произведения и т. д. Это был период подъема городской культуры, расширения круга просвещенной знати. Правители Мавераннахра окружали себя учеными, поэтами и знатоками искусства, считаясь с их мнением по многим вопросам. Местные правители имели библиотеки, где хранились уникальные рукописные книги — предмет их гордости.

Итак, образование государства Саманидов, политическая стабильность и экономический подъем в стране благоприятствовали развитию культурной жизни народов Средней Азии. В этот период в Бухаре, Самарканде, Гургандже, Мерве и других городах Мавераннахра и Хорезма жили и творили такие великие ученые-мыслители, как Абу Наср Фараби, Абу Райхан ал-Беруни, Абу Али ибн Сина, Абу Абдаллах Хорезми, Махмуд Замахшари, Абу Бакр Наршахи, Рудаки, Дакики, Абул-Касым Фирдауси, Бурхануддин Маргинани и многие другие.

11 ноября 1997 года указом Президента Республики Узбекистан И.Каримова было принято решение о возрождении хорезмской Академии Маъмуна. Осенью 2005 года в Узбекистане широко было отмечено 1000-летие основания этого исторического центра науки.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru