Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Джадиды и история
 

Первостепенное значение в формировании национальной идеи и национального сознания джадиды придавали написанию реальной, правдиво отражающей объективную картину истории. Они считали, что историки должны писать не о ханах и беках, а о реальных событиях, способствующих расцвету или упадку страны. Общность судеб, общность языка, общность совместной борьбы должны были, по их мнению, формировать подлинное содержание исторических работ. Первый обобщающий труд по истории Туркестанского края принадлежит мулле Алиму Махдум Ходжа, редактору газеты “Газета Туркестанской области”, выходившей с 1870 г. Его работа называлась “Тарихи Туркистон”.

В мактабах и медресе история как предмет отсутствовала и джадиды решили преподавать ее. Мунаввар Кары первым ввел в новометодных школах изучение истории тюркских народов и географию. Это был важный шаг в культурном развитии Туркестанского края.

Популярность джадидских школ росла с каждым годом. В 1914 г. в Ташкенте было открыто 15 школ, в которых обучалось 1230 учащихся. С 1910 по 1915 г. в Фергане, Самарканде и Сырдарьинской области было открыто 73 новометодных школ.

Джадиды боролись за нравственное совершенствование народа: осуждали употребление наркотических веществ и алкоголя, курение табака и выступали за полное равенство прав мужчин и женщин. Резкой критике джадиды подвергали расточительные обряды, неумеренные расходы на свадебные церемонии. Они выступали против войн, разоблачали социальную и моральную деградацию правящих кругов, угодничество, тунеядство и фанатизм, разъясняя суть подлинной религии ислам, очищая ее от выдумок и домыслов.

Идеология джадидов была близка к идеям Махатмы Ганди, принципом которого было ненасилие, т.е. отказ от силового решения даже самых острых проблем. Джадиды отвергали насилие в принципе, так как считали, что крупные социальные и национальные потрясения приведут только к народным страданиям и скомпрометируют, в конечном счете, идею свободы и социального прогресса.

В целом их усилия по подъему национального и политического самосознания народа оказали большое влияние на народные массы. В крае усиливается национально-освободительное движение, основой которого стали антиколониальные настроения народов Туркестанского края.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru