Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Печать джадидов
 

После прошедших в России революций 1905—1907 гг. и февральской 1917 г. — джадиды Туркестанского края поняли, что в условиях колониальной зависимости невозможно добиться духовного и национального возрождения края. Абдулкадыр Шукури, Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Мунаввар Кары и другие направляют усилия на пропаганду своих реформаторских идей среди населения. Несмотря на жесточайшую цензуру, они начали издавать свои газеты и журналы. Во всех крупных городах Туркестана выходят газеты джадидов: “Тараккий” (“Прогресс”), “Шухрат”, “Хуршид” (“Солнце”), “Садои Туркистон”(“Голос Туркестана”), “Самарканд”, “Ойна" ("Зеркало”), “Турон”, “Бухорои Шариф”(“Благородная Бухара”), “Садои Фаргона” (“Голос Ферганы”) и др. Выход первого номера газеты “Тараккий” 27 июня 1906 г. под редакцией Исмаила Обидова сегодня отмечается в Республике Узбекистан как День печати.

В своих изданиях джадиды рассказывали о событиях, которые происходили в мире и на территории Туркестанского края, разъясняли содержание своих идей и необходимость их широкого распространения. Они показывали роль новометодных школ в подготовке национальных кадров, обучении детей. Многие статьи были посвящены сравнительному анализу развития торговли, промышленности и сельского хозяйства в крае и за рубежом. Не имея возможности из-за цензуры открыто выражать недовольство существующим строем, они пытались указать на истинных виновников тяжелого положения народных масс — колониальную администрацию и собственных правителей.

Однако царская цензура внимательно следила за издаваемыми джадидами печатными изданиями и не допускала статей о политике и освободительной борьбе. Всякая попытка высказаться о политической свободе приводила к немедленному закрытию газеты или журнала.

Махмудходжа Бехбуди (1875—1919 гг.) родился в семье учителя медресе. Учился в мактабе и завершил образование в медресе, когда ему было 20 лет. Он прекрасно знал арабский язык и фарси, хорошо владел русским языком и изучал светские науки. Работая писарем у местного судьи, изучил шариат и фикх и стал давать консультации по мусульманскому праву. Первое свое путешествие он совершил в Россию в 1907 г., затем — путешествие на Средний Восток, где посетил Каир, Дамаск, Стамбул. Работал в новометодной школе, где подготовил восемь учебников по географии.

Мунаввар Кары (1878—1931 гг.) рано потерял отца и получил первоначальное образование у своей матери — Хасият атын, которая была одной из самых образованных женщин своего времени. Затем он обучался в мактабе, готовился стать профессиональным кори — чтецом Корана. В 1898 г. он стал учителем в мечети. С идеями джадидов познакомился по газете “Таржимон” И.Гаспринского. В 1901 г. он подготовил первый учебник для новометодных школ “Первый учитель”, в котором изложил основы обучения грамматике, алфавита. Во втором учебнике “Второй учитель” он раскрыл методику обучения чтению и письму, а также основы взаимоотношений в семье. Мунаввар Кары также подготовил первый учебник по математике.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru