После прошедших в России революций 1905—1907 гг. и февральской 1917 г. —
джадиды Туркестанского края поняли, что в условиях колониальной зависимости
невозможно добиться духовного и национального возрождения края. Абдулкадыр
Шукури, Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Мунаввар Кары и другие
направляют усилия на пропаганду своих реформаторских идей среди населения.
Несмотря на жесточайшую цензуру, они начали издавать свои газеты и журналы. Во
всех крупных городах Туркестана выходят газеты джадидов: “Тараккий”
(“Прогресс”), “Шухрат”, “Хуршид” (“Солнце”), “Садои Туркистон”(“Голос
Туркестана”), “Самарканд”, “Ойна" ("Зеркало”), “Турон”, “Бухорои
Шариф”(“Благородная Бухара”), “Садои Фаргона” (“Голос Ферганы”) и др. Выход
первого номера газеты “Тараккий” 27 июня 1906 г. под редакцией Исмаила Обидова
сегодня отмечается в Республике Узбекистан как День печати.
В своих изданиях джадиды рассказывали о событиях, которые происходили в мире
и на территории Туркестанского края, разъясняли содержание своих идей и
необходимость их широкого распространения. Они показывали роль новометодных школ
в подготовке национальных кадров, обучении детей. Многие статьи были посвящены
сравнительному анализу развития торговли, промышленности и сельского хозяйства в
крае и за рубежом. Не имея возможности из-за цензуры открыто выражать
недовольство существующим строем, они пытались указать на истинных виновников
тяжелого положения народных масс — колониальную администрацию и собственных
правителей.
Однако царская цензура внимательно следила за издаваемыми джадидами печатными
изданиями и не допускала статей о политике и освободительной борьбе. Всякая
попытка высказаться о политической свободе приводила к немедленному закрытию
газеты или журнала.
Махмудходжа Бехбуди (1875—1919 гг.) родился в семье учителя медресе.
Учился в мактабе и завершил образование в медресе, когда ему было 20 лет. Он
прекрасно знал арабский язык и фарси, хорошо владел русским языком и изучал
светские науки. Работая писарем у местного судьи, изучил шариат и фикх и стал
давать консультации по мусульманскому праву. Первое свое путешествие он совершил
в Россию в 1907 г., затем — путешествие на Средний Восток, где посетил Каир,
Дамаск, Стамбул. Работал в новометодной школе, где подготовил восемь учебников
по географии.
Мунаввар Кары (1878—1931 гг.) рано потерял отца и получил
первоначальное образование у своей матери — Хасият атын, которая была одной из
самых образованных женщин своего времени. Затем он обучался в мактабе, готовился
стать профессиональным кори — чтецом Корана. В 1898 г. он стал учителем в
мечети. С идеями джадидов познакомился по газете “Таржимон”
И.Гаспринского. В 1901 г. он подготовил первый учебник для новометодных школ
“Первый учитель”, в котором изложил основы обучения грамматике, алфавита. Во
втором учебнике “Второй учитель” он раскрыл методику обучения чтению и письму, а
также основы взаимоотношений в семье. Мунаввар Кары также подготовил первый
учебник по математике.