Общественно-политический строй Хивинского ханства в конце XIX — начале XX вв.
почти не претерпел никаких изменений. Правительство Российской империи держало
Хиву под постоянным контролем. Малейшие изменения как во внутренней, так и во
внешней политике правительство Хивы должно было согласовывать с Туркестанским
генерал-губернатором. Для контроля над деятельностью хана был учрежден Совет
(диван) из семи человек, четверо из которых были представителями царской
администрации.
На территории, прилегающей к правому берегу Амударьи, когда-то принадлежавшей
хивинским ханам и отошедшей к России по
Гандемянскому договору, был создан Амударьинский отдел Туркестанского
генерал-губернаторства. Его начальник был одновременно дипломатическим
представителем России в Хивинском ханстве и осуществлял контроль за действиями
хана по управлению страной.
Ханство представляло собой монархию, во главе которой стоял хан из династии
кунгратов. Кунграты составляли его опору в политической, социальной жизни и в
военных делах.
Хану принадлежала неограниченная административно-судебная и военная власть.
Он управлял страной, опираясь на поддержку верхушки кунгратской знати, дворцовых
сановников и высшего духовенства.
Армия в Хивинском ханстве была орудием борьбы за целостность государства и
подавления народного сопротивления. Она состояла из регулярной части
численностью в 1,5 тыс. человек, представлявшей охранные войска хана, во главе с
есаул-баши, а также народного ополчения и туркменской кавалерии,
собиравшихся на время военных действий.
В административном отношении Хивинское ханство было разделено на 20 бекств,
или вилаятов. Самыми крупными городами в них были Хазарасп, Ургенч, Кят, Ташауз,
Куня-Ургенч, Ходжейли, Кунград. Во главе каждого из них стоял назначенный ханом
бек или хоким. Город Хива и его окрестности находились в ведении самого хана.
Все эти должностные лица жили за счет эксплуатации и поборов с дехкан.
В судопроизводстве царило беззаконие. За малейшие проступки против власти
применялась смертная казнь.
Высшим сановником и ближайшим советником хана был диванбеги
(управляющий канцелярией).
Огромное влияние на общественно-политическую жизнь страны оказывало исламское
духовенство. Хива считалась вторым после Бухары центром мусульманской религии.
Здесь было более 60 могил святых — авлиё, ставших местом поклонения для
верующих. В мактабах обучалось до 45 тыс. учащихся. Некоторые из
окончивших их поступали в высшие учебные заведения. Главными предметами здесь
были богословие, арабская грамматика, мусульманская философия и право, а также
математика, астрономия и геометрия. Учащиеся медресе, сдав экзамены, могли
занять должности казиев, имамов и др.
Среди населения был широко распространен суфизм. В Хорезме особой
популярностью и влиянием пользовался орден Кубравия, основанный еще в XII в.
Вступивший в орден становился мюридом (последователем, учеником) своего
духовного наставника — ишана, стоявшего во главе отдельной суфийской
общины. Подчиняясь духовным наставникам, мюриды отдавали ишанам также часть
своего дохода. Суфизм в Хиве получил распространение и среди женщин.
В Хивинском ханстве было большое количество дервишей. Нищенствующие дервиши —
каландары, были объединены в общины, члены которой странствовали,
проповедуя ислам. Они обладали огромной силой воздействия на людей.