Такую же решимость как и в Ташкенте в
1892 году царские власти продемонстрировали при подавлении восстания 1898 года в
Ферганской долине, вошедшего в историю как Андижанское восстание под
предводительством Дукчи-ишана (Мадали-ишана).
Одной из главных причин этого восстания было усиление колониального гнета
после принятия положения “Об управлении Туркестанским краем” 1886 года. По этому
“Положению” в крае законодательно закреплялся колониальный режим. На основе
“Положения” царские власти изъяли большое количество земель, принадлежавших
коренному населению и создали земельный фонд для раздачи российским
переселенцам. Увеличивались налоги, вводились поземельный налог в размере 10% от
валового дохода крестьян и земский сбор в размере 35% общих податей.
Введение монокультуры хлопка в Ферганской долине привело к сокращению
посевных площадей под зерновые, продовольственные культуры и пастбищ, резко
выросли цены на продовольственные и другие товары.
После 1886 г. для осуществления мер, предусмотренных “Положением”, в
Туркестанский край из России прибыло большое количество чиновников, которые
своими действиями и пренебрежительным отношением к национальным обычаям и
традициям оскорбляли национальные чувства местного населения.
В 1891 г. в Ферганскую область приехали переселенцы, размещение которых еще
больше ухудшило положение и так перенаселенной долины. Несомненно, такие
действия царской администрации способствовали росту недовольства местного
населения и вызывали сопротивление властям.
Кроме того, царское правительство недооценило силу и влияние ислама и
служителей культа в Туркестанском крае. Так, при генерал-губернаторе К.Кауфмане
была отменена должность кази-каляна, а в 1876 г. он распорядился выслать
кокандского верховного духовного правителя — шейх-уль-ислама и кокандского
кази-каляна в Вологодскую область.
Большое недовольство духовенства вызвало объявление о ликвидации вакуфных
земель, переданных в государственную собственность, и отмене закята, являвшегося
одной из обязанностей каждого мусульманина.
Ряд мер царских властей наносил прямой ущерб устоям мусульманской религии и
вызывал недовольство не только служителей религии, но и верующих, воспринимавших
законы шариата не только как религиозные наставления, но и как образ жизни и
национальную традицию.
Дукчи-ишан (Мадали-ишан) был человеком, хорошо знавшим мусульманскую религию
и культуру, вел аскетический образ жизни, а после совершения хаджа в Мекку
объявил себя ишаном (наставник, руководитель мусульман), собрав вокруг
себя большое количество учеников. К нему приходили люди за наставлениями и
советами. Он пользовался огромным влиянием во всей Ферганской области.
Дукчи-ишан возглавил восстание.
17 мая 1898 г. 1500 человек во главе с ним, вооруженные шашками, кинжалами,
ножами и копьями, вышли из кишлака Мингтепа и направились в Андижан. По пути к
ним присоединились жители окрестных кишлаков. 18 мая повстанцы напали на казармы
войск царской армии, но войска отбили атаку. Повстанцев удалось разъединить,
вскоре попал в плен и Дукчи-ишан. В Фергану были стянуты войска из Сырдарьинской
и Ферганской областей. Началась расправа над восставшими.
Андижанское восстание вызвало серьезную озабоченность среди царских
чиновников. Чтобы не допустить в дальнейшем подобного, был отдан приказ
арестовать всех участников восстания. По делу Дукчи-ишана было арестовано более
500 человек, из них 18 повешены, остальные приговорены к различным срокам
заключения. Восстание было слабо подготовлено, его участники практически не были
вооружены. Основную массу составлял народ, который не владел военными навыками.
Кроме того, Туркестанский край в то время уже имел
сеть железных дорог, связывавших все
основные центры губернаторства, и царские власти могли оперативно перемещать
большое количество войск в разные районы края.
Однако восстание не прошло бесследно. Оно показало населению путь к борьбе и
пробудило десятки тысяч людей к активным действиям против колониализма. Уже на
следующий год, 20 июня 1899 г., в Ферганской долине началось новое восстание.
Туркестанский край становился одним из самых мятежных и непокорных краев
Российской империи.