Богатства Туркестанского края можно было вывозить лишь при хорошо развитой
транспортной системе. По караванным дорогам везти миллионы кип хлопка было
трудно и дорого. Требовались железные дороги. Первая железная дорога
(Закаспийская) была построена в Туркестанском крае в 1880 г., связавшая порты
Каспийского моря с Кзыл-Арватом (1881 г.). Она имела протяженность в 217 км. В
мае 1885 г. завершились работы по строительству железной дороги до Ашхабада. В
1886 г. железная дорога была построена от Ашхабада до Новой Бухары (Каган). В
ноябре 1888 г. построен мост через Амударью и по нему прошел первый поезд в
Самарканд. В 1898 г. было завершено строительство железной дороги до Андижана и
в 1899 г. — до Ташкента. В 1906 г. вступила в строй железная дорога
протяженностью более 2 тыс. км. - Оренбург — Ташкент. С 1914 по 1916 гг. была
завершена очередная линия железной дороги Наманган-Джалалабад-Фергана-Андижан-Ош,
которая вышла к границе с Китаем. В это же время была сооружена железная дорога
Самарканд-Бухара-Карши-Термез. Здесь Россия получила доступ к границам
Афганистана. Теперь, например, время доставки грузов из Ферганы до Москвы
сократилось — от полуторамесяца до четверо суток.
Строительство железных дорог имело двоякое назначение. С одной стороны, они
проходили рядом с хлопкосеющими районами, откуда легко было вывозить хлопок.
Вывозили также рис, сушеные фрукты, хлопковое масло, полезные ископаемые,
цветные металлы, нефть, мазут, керосин, соль, шелк, шерсть и многое другое. С
другой стороны, железные дороги имели важное военное назначение. Дорога,
проходящая от Красноводска до Андижана, давала возможность быстро перебрасывать
войска с одного края страны в другой для подавления восстаний.