Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Экономическая жизнь Узбекистана в послевоенный период
 

После окончания II мировой войны Узбекистан начал переводить свою экономику на мирные рельсы. Происходило это в сложной международной обстановке. Если в годы войны общая угроза со стороны фашизма объединила государства и народы, то после ее окончания произошел разрыв между странами - союзниками. Производство оружия массового уничтожения двумя супердержавами, СССР и США, способствовало гонке вооружений и положило начало холодной войне.

Борьба за мир и безопасность народов стала первостепенной задачей миролюбивых сил всех стран. В целях укрепления и поддержания всеобщего мира, развития сотрудничества между государствами была создана Организация Объединенных Наций (ООН, 1945 год).

Внутри страны необходимо было перестроить деформированное войной народное хозяйство, восстановить его довоенный уровень и осуществить дальнейшее развитие.

Восстановительные работы сопровождались поиском путей совершенствования экономической системы, в "верхах" наметились колебания относительно целесообразности больших человеческих и материальных жертв. В откликах на проект Конституции СССР, подготовленный в 1946 году, звучали идеи о необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших хозяйственных прав на местах и непосредственно наркоматам. Поступали предложения о допущении существования мелкого частного хозяйства крестьян, кустарей, основанного на частном труде, исключающего эксплуатацию чужого труда. Однако, прогрессивно мыслящих людей в "верхах" оказалось мало. Опьяненное победой сталинское руководство, считавшее систему идеальной. стало не только укреплять, но и дальше догматизировать ее.

Для того, чтобы скрыть от советских людей процессы восстановления разрушенных хозяйств западных государств, был опущен "железный занавес" и страна обречена на новые трудности и жертвы.

Переход народного хозяйства Узбекистана на производство мирной продукции начался еще в период войны. В отличие от разрушенных войной районов здесь задача заключалась в перестройке экономики, в обеспечении дальнейшего ее роста с учетом ее места и роли в союзном разделении труда, укреплении положения республики, как сырьевого придатка Союза, усилении развития монокультуры хлопка. Уже к концу 1945 года машиностроительные заводы переключились на производство машин для сельского хозяйства. Предприятия химической промышленности вновь стали давать минеральные удобрения. Развернулась работа на новостройках, заложенных еще в годы войны, Фархадской ГЭС, Узбекском металлургическом комбинате и др. Началось строительство мощного угольного разреза в Ангренском бассейне. Одновременно Узбекистан оказывал помощь в восстановлении освобожденных районов. Окончание войны означало, что теперь можно направить все усилия на ликвидацию ее последствий, а они были достаточно тяжелыми: острый дефицит в топливе, электроэнергии, сырье для мирной промышленности. продовольствии, товарах народного потребления, в квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах. В послевоенные годы наблюдается усиление тоталитарного режима, власти партии, ставшей надгосударственным органом. Она контролировала все вопросы жизни страны, включая народное хозяйство. Бывшие союзные республики беспрекословно выполняли указания Центра. Узбекистан тоже не был исключением. Республика была вынуждена выполнять социальные и экономические программы и планы, разработанные за ее пределами и часто не учитывающие ее интересы. В этих планах Узбекистану отводилась роль сырьевого придатка. Это и определило однобокий характер развития экономики с незавершенной технологией производства, не позволявшей превращать богатые сырьевые ресурсы в готовую продукцию.

Важнейшие задачи восстановления довоенного уровня народного хозяйства Узбекистана и его дальнейшего развития нашли отражение в пятилетних планах. При их составлении были проигнорированы и не задействованы, как и прежде, рыночные механизмы и экономические рычаги управления промышленностью, принципы хозяйственного расчета и самофинансировании, аренды. Не получил развития принцип материального стимулирования трудящихся, обеспечивающий проявление инициативы и заинтересованность в конечном результате труда.

Развитие практически всех отраслей народного хозяйства, включая промышленность, ставилось в зависимость от интересов хлопководства. В этих целях предполагалось развернуть крупные работы по реконструкции и созданию новых машиностроительных заводов по производству машин для хлопководства и ирригационного строительства. Например, заводам Таштекстильмаш и Ташсельмаш предлагалось наладить производство чесальных, хлопкоуборочных машин, машин по первичной обработке хлопка и др. В этих же целях были перепрофилированы ряд машиностроительных заводов (Ташсельмаш, Узбексельмаш, "Красный двигатель", "Подъемник" и др.). В сжатые сроки был переведен с выполнения военных заказов на выпуск минеральных удобрений Чирчикский электрохимический комбинат. На решение задач хлопководства было направлено расширение энергетической и топливной баз республики.

Богатая сырьевая база республики, самоотверженный труд ее народа, жесткие административно-приказные порядки способствовали успешному восстановлению народного хозяйства за 1946-1950 гг. Валовая продукция промышленности выросла на 71%, превысив довоенный уровень в 1,8 раза. Удельный вес промышленности в общем объеме народного хозяйства составил 47,2%, до войны этот уровень составлял только 25,6%.

Слабым звеном народного хозяйства продолжало оставаться сельское хозяйство, была подорвана его материально-техническая база, сократились трудовые ресурсы, снизилось производство хлопка-сырца и других сельскохозяйственных продуктов. Всё это сказывалось на темпах его развития. Центром принимались специальные постановления, намечавшие планы и мероприятия по подъему хлопководства в Узбекистане в 1946-1953 гг. Эти нереальные для республики планы не учитывали интересов коренного населения и были направлены на развитие монокультуры хлопчатника. Государственные планы хлопкозаготовок 1947 и 1948 гг. не были выполнены. Положение начало исправляться с 1948 года. Дало свои плоды повышение закупочных цен на хлопок, предоставление льгот дехканам. Увеличилась урожайность, вырос сбор хлопка.

Несмотря ни на что, Центр продолжал форсировать мероприятия по расширению посевных под хлопчатник. В результате не был восстановлен довоенный уровень производства зерна, овощей, бахчевых; сдерживалось развитие животноводства. Расширение хлопководства требовало огромных затрат на механизацию основных сельскохозяйственных работ, производство минеральных удобрений для повышения урожайности хлопчатника, расширения ирригационного строительства. Все это дало бы положительные результаты, если бы соблюдалось чувство меры, не игнорировались рекомендации, не нарушался севооборот и т.д. В итоге, комплексность в освоении новых земель была грубо нарушена, игнорирование многоотраслевого развития общественного хозяйства способствовало форсированному проникновению в хозяйство монокультуры хлопчатника.

Развитие промышленности в Узбекистане также не было лишено командно-административного диктата и принципов жесткого планирования. Узбекистан был вынужден претворять в жизнь экономическую политику, которая разрабатывалась и определялась союзным руководством. Основным звеном пятилетнего плана 1946-1950 гг. было вложение крупных капитальных вложений в экономику, их объем превзошел объем инвестиций довоенных лет. Но здесь также были допущены перекосы - значительная часть капиталовложений направлялась в отрасли тяжелой индустрии. Это было оправдано только с одной стороны: концентрации новой техники, рабочей силы, квалифицированных специалистов в этой отрасли. Вместе с тем в развитии промышленности не использовались новые технологии, достижения науки и техники. Все это, в свою очередь, привело к деформациям и диспропорциям в ее развитии.

В области легкой промышленности наблюдалось ее однобокое развитие, планы практически не выполнялись. Отсутствие современного оборудования, новых технологий привело к тому, что продукция легкой промышленности не пользовалась спросом, что приводило к увеличению импорта.

Несмотря на негативные стороны развития промышленности, увеличивался ее потенциал. В каждой послевоенной пятилетке вводилось в строй около 100 промышленных объектов. К 1985 году в республике уже имелось более 1500 производственных, научно-производственных объединении, комбинатов и предприятий. Выпуск промышленной продукции, по сравнению с 1941 годом, увеличился в 21 раз.

В этот период в Узбекистане развивались многоотраслевая машиностроительная индустрия, химическая, нефтяная, угольная, газовая, горнорудная и энергетическая промышленность. В начале 80-х годов в Республике насчитывалось более 100 машиностроительных и металло­обрабатывающих предприятий, таких как Ташкентский тракторный завод, "Узбексельмаш”, "Чирчиксельмаш", Ташкентский экскаваторный завод и др.

Следует отметить тот факт, что значительное число машиностроительных заводов выпускали трактора хлопковой модификации и хлопкоуборочные машины. Свыше 2/3 всего объема промышленного производства республики приходилось на отрасли, связанные с сельским хозяйством, особенно с хлопководством.

Причем предприятия хлопкоочистительной промышленности Узбекистана осуществляли только первичную обработку хлопка. Дальнейшая же переработка узбекистанского хлопка производилась предприятиями текстильной промышленности России.

Узбекистан всегда был богат минерально-сырьевыми ресурсами. Здесь открыты месторождения многих полезных ископаемых - присутствуют практически все элементы системы Менделеева. На базе этих месторождений были построены рудники, заводы, нефте - и газопромыслы, новые города и поселки. Благодаря этому, в республике в 60-70-х годах XX века была создана и получила значительное развитие золотодобываюшая промышленность, введены в эксплуатацию золотоизвлекательные комплексы, фабрики, золоторудные комбинаты, а также комбинаты по переработке руды. Напомним, что республика в условиях тоталитарного режима не имела возможности самостоятельно пользоваться своими богатыми природно-сырьевыми ресурсами. Крупные предприятия цветной металлургии принадлежали союзным министерствам, а руководство Узбекистана даже не знало, сколько добывается в ее рудниках золота, урана и других полезных ископаемых. Без ведома и согласования руководящими органами республики осуществлялся Центром вывоз золота, урана, цветных металлов и др.

В экономике республики одно из ведущих мест занимала химическая индустрия. Первенцем узбекской химии стал Чирчикский электрохимический комбинат, вступивший в строй в ноябре 1940 годя. Позже были построены Кокандский (1947 г.), Самаркандский (1955 г.), Навоийский химический комбинат и Алмалыкский химический завод. К 1985 году в республике функционировало 20 промышленных предприятий, производящих основную массу химической продукции.

В развитии химической промышленности также наблюдались перекосы, которые имели для республики негативные последствия. Это, в первую очередь то, что практически все химические комбинаты строились в густонаселенных городах и зеленых оазисах. Обеспечивая сельское хозяйство и другие отрасли продукцией своего производства, они загрязняли окружающую среду, неимоверно осложняли экологическую обстановку, нанося непоправимый ущерб природе и здоровью людей. Кроме того, почти все химические комбинаты были ориентированы на производство минеральных удобрений для повышения урожайности хлопчатника, то есть работали в интересах монокультуры. А чрезмерное употребление минеральных удобрений впоследствии привело к разрушению почв, снижению их плодородности. В бывшем СССР по воле Центра формировался единый народнохозяйственный комплекс, и каждая союзная республика имела в нем свое место и это, якобы, укрепляло дружественные и экономические связи между народами, а на самом деле ставило развитие республики в зависимость от других регионов и, прежде всего, от Центра.

Командно-административные методы хозяйствования привели к тому, что Узбекистан поставлял минеральное и другое сырье, оставаясь сырьевым придатком Центра. В Узбекистан ввозились металлообрабатывающие станки и механизмы, нефтепродукты, лес, зерно и другие необходимые для нормальной работы промышленные материалы.

Специализация Узбекистана, продиктованная Центром, в определенной степени соответствовала интересам республики, но не учитывала интересы населения Узбекистана. Это проявилось и при решении проблем вовлечения в общественное производство имеющихся трудовых ресурсов, когда удельный вес коренного населения в индустрии республики оставался очень низким. Одной из причин тому было то, что спущенные Центром пятилетние планы и социалистические обязательства необходимо было выполнять за 4 года, и тратить драгоценное время на обучение местных кадров было непозволительно. Проще было привезти готовых специалистов из России. Центр удовлетворял потребность промышленности, строительства, транспорта в рабочих кадрах за счет представителей европейского населения и мигрантов из других республик, в то время, как количество незанятого местного населения все увеличивалось, что породило ряд негативных явлений, вплоть до конфликтов на национальной почве.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru