Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Культурная жизнь в Туркестане в период 1920-1930-е гг.
 

Особенности общественно-политической и экономической жизни общества наложили отпечаток на его духовную сферу. Политика в области культуры была нацелена на тотальное утверждение коммунистической идеологии, отрыв от исторических корней, от национальной почвы. Она опиралась на классовый подход и сопровождалась масштабной русификацией коренного населения.

Народное образование развивалось, было введено всеобщее начальное образование, росла общая грамотность населения, что способствовало созданию новой интеллигенции, восприятию культуры других народов. Однако, наряду с этим к 1928 г. фактически прекратили свою деятельность вакуфные школы и мактабы, преследовалась религия, отрицались культурные достижения предшествующих эпох. В умы населения вбивалась мысль о чуждости и вредности "непролетарской" культуры, свирепствовала цензура.

Значительные социально-культурные преобразования, такие как практически полная ликвидация неграмотности, открытие школ, расширение печати на национальных языках, создание театров, системы высшего образования, научно-исследовательских учреждений, имевшие положительное значение, идеологизировались и регламентировались режимом.

В созданных учебных заведениях, готовящих кадры со средним специальным и высшим образованием, в соответствии с классовым принципом, могли обучаться, в основном, выходцы из рабочих и дехкан. Для творческой жизни республики это был сложный период, полный поиска и столкновений многочисленных направлений. Неоднозначным было состояние национальной литературы и искусства.

Классовый подход к сложнейшим явлениям духовной жизни с надуманным противопоставлением пролетарской культуры всему духовному богатству народа, нигилистическим отношением к культурному наследию прошлого, духовным завоеваниям всего человечества вызвал противоречивую реакцию в обществе. Бескомпромиссную позицию по отстаиванию и защите приоритетов общечеловеческих, национальных ценностей заняли писатели старшего поколения АЧулпан, А.Кадыри, А.Фитрат и многие другие . Появлялись и новые талантливые имена. Широко известными становятся узбекские писатели: Гафур Гулям, Айбек, Хамнд Алимджан, Абдулла Каххар, Усмон Насыр и др. Их произведения запечатлели в образной художественной форме жизнь народа, его быт и традиции, особенности эпохи.

Ощутимый вред поступательному духовному развитию народов края нанес поспешный перевод письменности на латиницу, а затем на кириллицу. Замена в конце 20-х годов арабского алфавита латинским, по замыслам верхов, должна была отдалить мусульманское население Узбекистана и других мусульманских регионов от Корана, священных книг ислама и от идей панисламизма, В 30-годы была выдвинута теория слияния наций, дававшая установку всей национальной политике и негативно влиявшая на развитие духовной сферы народов. В феврале 1938 г. было принято постановление об обязательном изучении русского языка в национальных республиках, создавшее ему исключительные условия. В этот период был поставлен вопрос и об унификации письменности. В 1940 г. было принято решение о переводе письменности народов коренных национальностей на кириллицу. Таким образом, дважды (в конце 20-х и в конце 30-х годов) все коренное население на время оказывалось безграмотным.

К середине 20-х годов в Туркестане, Бухаре и Хорезме действовали 14 театров, 19 кинотеатров, 152 библиотеки, 5 музеев. В республике работало свыше тысячи школ, курсов и пунктов ликбеза, в которых обучались грамоте 50 тыс. человек. Ликвидация неграмотности в первые годы восстановительного периода столкнулась с большими трудностями: не хватало учителей, школьных помещений, инвентаря, учебных пособий, денежных средств. Однако работа в этом направлении, хотя с трудом, но налаживалась.

Тем не менее, положительные процессы осложнялись идеологическим диктатом партии в культурной сфере. Так, в начале 20-х годов наряду с советскими школами продолжали действовать и старометодные школы - мактабы, вакуфные школы, содержавшиеся религиозными организациями и медресе. Еще в 1925г. в Узбекистане насчитывалось 97 вакуфных школ и более 1,5 тыс. старых мактабов, из которых 250 существовали нелегально. Эти школы в течение жизни многих поколений выполняли важные просветительские функции и являлись составной частью духовной жизни населения. Но к 1928г. они фактически прекратили свою деятельность в результате жесткой политики советской власти.

Во второй половине 20-х г.г. были созданы различные учебные заведения, готовящие кадры со средним специальным и высшим образованием. К концу 20-х годов в вузах республики насчитывалось около 4 тыс. студентов, в основном из рабочих и дехкан.

В 20-е годы в республике были созданы первые научно-исследовательские учреждения, которые развернули научные разработки в области ирригации, хлопководства и медицины. К концу 20-х годов в Узбекистане функционировали уже десятки научно-исследовательских учреждений, в которых трудились более 1 000 научных работников.

Для творческой жизни республики это был сложный период, полный поиска и жесточайших столкновений многочисленных направлений, отличающихся своими мировоззренческими позициями, период приобретений и потерь, рождения новых талантов и трагических судеб.

В 20-е годы художественными талантами старшего и молодого поколений было создано много произведений, обогативших узбекскую культуру. Основоположник узбекской романистики А. Кадыри создал прекрасные художественные произведения "Минувшие дни" и "Скорпион из алтаря", в которых реалистично изображены жизнь, быт и нравы представителей различных слоев общества. В произведении Хамзы "Проделки Майсары" с большим мастерством передан колоритный народный юмор, изобличающий аморальные поступки представителей власти и др.

В 20-х годах на узбекский язык были переведены известные произведения русской и мировой классики: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, А.Блок, В. Шекспир, Р.Тагор и др. переводы которых сыграли огромную роль в развитии самосознания и расширении духовного богатства узбекского народа, в воспитании молодого поколения.

В эти годы шел бурный процесс становления кино и театра Узбекистана. Развивались национальная драматургия (Хамза, З. Саид, Г. Зафарий, А. Чулпан, А. Фитрат, Хуршид и др.), музыка (И. Ашрафи, Т. Садыков, М. Бурханов), кинематография (Ю. Агзамов, Н. Ганиев, С. Искандаров, А Умаров, Р. Пирмухамедов), формировались талантливые театральные кадры (М. Уйгур, А. Хидоятов, Л. Назруллаев и др.).

20-е годы характеризовались активизацией атеистического движения. Партийные органы вели широкую антирелигиозную пропаганду, особенно среди молодежи. Это было явным посягательством на право граждан на свободу вероисповедания и вызывало недоумение и недовольство не только у духовенства, но и у народа. Роль мусульманского духовенства была сведена к нулю, однако в традиционном быту местного населения ислам сохранился.

Важным завоеванием стало повышение уровня грамотности населения, достигшего в 1939 г. почти 79%. Практически все трудовое население прошло обучение в системе ликбеза. В конце 30-х годов началось осуществление всеобщего семилетнего обучения.

В 1940 г. в Узбекистане работало более 5,5 тыс. общеобразовательных школ всех видов, в которых обучалось около 1,3 млн. детей. К сожалению, в народном образовании стали набирать силу экстенсивные, командные подходы, выдвинувшие на первый план количественные показатели и отодвинувшие в тень проблемы качества.

30-е годы были отмечены серьезными успехами в становлении науки. Сформировались первые национальные кадры ученых, основоположниками новых научных направлений и школ стали ученые-геологи Х.М. Абдуллаев, Г.А. Мавлянов, Г.А. Кенесарин, математики - Т.Н. Кары-Ниязов, Т.А. Сарымсаков, биологи - Т.З. Захидов, Д.К. Саидов, А.И. Музафаров, химики - А.С. Садыков, А.С. Саттаров, Ю.Ю. Юнусов, Х.У. Усманов, философ - И.М. Муминов, археолог - Я.Г. Гулямов, историк - П.Салиев и многие др. В 1941 г. в республике имелось 75 научных учреждений, в которых трудилось более 8 тыс. научных работников.

Несмотря на сгущающуюся атмосферу культа личности, творческая жизнь не замерла. Широко известными становятся имена узбекских писателей. Это Гафур Гулям, Айбек, Гайрати, Хамид Алимджан, Абдулла Каххар, Усман Насыр, Уйгун, Камиль Яшен и другие.

Активно формировалось и узбекское киноискусство. Его талантливые зачинатели Наби Ганиев, Камил Ярматов, Рахим Пирмухамедов совместно с кинематографистами Москвы и Ленинграда создали на узбекской киностудии первые художественные фильмы: "Шакалы равата", "Клятва", "Асаль", "Последний бек" и др.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru