Благодаря независимости народ Узбекистана вырвался из духовных тисков, появились возможности для освобождения мышления от догм, национального возрождения. Были определены направления духовно-образовательных реформ, обеспечивавших духовное возрождение и рост.
«Экономические реформы идут своим чередом. Их можно решить. Можно
справиться и с обеспечением нашего народа. Однако духовные реформы —
освобождение из тисков зависимости и рабства, выпрямление во весь рост,
возрождение традиций наших предков — нет на этом свете более тяжелой и более
почетной задачи». (И. А. Каримов. Узбекистан: национальная независимость,
экономика, политика, идеология. Сочинения, том 1)
Возрождение и развитие богатого духовного
наследия Узбекистана, рост духовности общества были подняты на уровень
государственной политики. Уже в первые годы независимости началась работа по
возрождению культурного наследия наших предков. Итак, что же такое духовное
наследие и в чем выражается его возрождение?Духовное наследие - это комплекс всех духовных богатств, дошедших до нас от предков, - политических, философских, правовых и религиозных взглядов, морально-нравственных норм, достижений науки, исторических, художественных
произведений и произведений искусства. Духовные ценности не образуются
революционным путем, они возникают на всех этапах развития общества в
соответствии с его потребностями, отражают жизнь того или иного периода и не
исчезают с изменением общества, а остаются наследием для последующих
поколений. Каждое поколение не создает духовность заново, оно опирается на
существующее наследие, однако не слепо перенимает его, а принимает и
развивает с точки зрения созидания, гуманности, справедливости.
Благодаря независимости было заново изучено и восстановлено наследие наших
великих предков, внесших большой вклад в нашу национальную культуру,
развитие мировой цивилизации. Наш народ получил доступ к нему.
В годы независимости в Узбекистане и в международном масштабе под эгидой
ЮНЕСКО широко отмечались юбилеи великих предков народа Узбекистана, являющихся светилами духовности нашего
народа:
1991 г. — 550-летие Алишера Навои;
1992 г. — 350-летие Боборахима Машраба;
1993 г. — 600-летие Мирзо Улугбека;
1994 г. — 660-летие Амира Темура;
1997 г. — 100-летие Абдулхамида
Сулеймана оглы;
1998 г. — 1200-летие Ахмада аль-Фергани;
1999 г. — 1000-летие дастана «Алпамыш»;
2000 г. —
910-летие Бурханиддина Маргинони;
2000 г. — 545-летие Камолиддина Бехзода;
2000 г. — 2700-летие
создания «Авесты».
В связи с юбилеями наших великих деятелей и мыслителей десятки их ценных
произведений были изданы на узбекском, английском, французском, немецком,
японском и других языках, были установлены памятники, открыты мемориальные
площади и сады.
В 1991 году широко отмечалось 550-летие Алишера Навои. В том же году
Институту литературы Академии наук Узбекистана было присвоено имя Алишера
Навои, была учреждена государственная награда его имени. В юбилейном году
были изданы его произведения «Лисон ут-тайр» («Язык птиц»), «Сабъаи сайёр» («Семь планет»), «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Хайрат-ул Аброр» («Смятение праведных»), по ним сняты кинофильмы и поставлены пьесы. 28 сентября 1991 г. в Ташкенте прошла церемония
открытия памятника Алишеру Навои и Национального парка Узбекистана имени Алишера Навои.
Памятник Алишеру Навои
В октябре 1994 г. прошли торжества, посвященные
600-летию Мирзо Улугбека. Были выпущены в обращение почтовые марки с
изображениями медресе Улугбека, его астрономических приборов, памятника
Улугбеку в Ташкенте. 24 октября того же года в зале заседаний ЮНЕСКО в
Париже прошли международная конференция на тему «Эпоха Улугбека и
Темуридов» и выставка «Улугбек и традиционное искусство». Эти мероприятия
способствовали тому, что научное наследие, оставленное Мирзо Улугбеком,
приобрело общечеловеческую ценность.
Памятник Мирзо Улугбеку
23 октября 1998 г. отмечался 1200-летний юбилей великого деятеля Ахмада
аль-Фергани. Его уникальное наследие возвращено нашему народу. В Фергане
открыты сады, связанные с именем аль-Фергани, и установлен памятник великому
деятелю.