Провозгласившему государственную независимость Узбекистану от бывшего режима
достались в наследство разваленная экономическая и финансовая система, разлаженный
механизм управления экономикой. Предприятия республики были связаны с
предприятиями в других регионах бывшего Союза, после распада которого эти
связи оборвались. В результате предприятиями прекратились взаимные поставки
сырья и оборудования. Конечно, это отрицательно повлияло на экономику всех
республик, в частности Узбекистана.
На промышленных предприятиях Узбекистана возникла нехватка сырья и
оборудования, усложнилось ведение хозяйства. Например, резко снизилось
производство продукции на заводах сельскохозяйственного машиностроения,
предприятиях ткацкой и химической промышленности, Ташкентском авиационном
производственном объединении и других предприятиях Узбекистана. В
результате снизились показатели производства промышленной и
сельскохозяйственной продукции по республике. Если взять за 100 процентов
валовой внутренний продукт, произведенный в 1990 году, то впоследствии он
снизился и в 1995 году составил 81,2%.
Перед Узбекистаном встала задача предотвращения напряженности в экономике,
недопущения кризиса, стабилизации макроэкономики» Поэтому стабилизация экономики
была обозначена как одна из приоритетных задач экономической политики.
«Стабилизационная политика — это, прежде всего, целенаправленная
государственная политика по поддержанию макроэкономического равновесия, по
недопущению обвального спада производства и массовой безработицы... Целью
политики стабилизации является избежание, а в случае необходимости — исправление
внутреннего и внешнего дисбаланса, который может повлечь за собой неуправляемый
экономический спад». (И.А. Каримов. Узбекистан на пути углубления
экономических реформ. Т.: «Узбекистан», 1995. Том 3. Стр. 299)
В мировой практике при осуществлении политики стабилизации используется
несколько подходов.
Первый называется монетарным подходом, основанным на снижении степени
обесценивания денег, стабилизации денежного обращения за счет резкого
уменьшения денежной массы и снижения платежеспособного спроса.
Второй основывается на стимулировании производства и развитии
предпринимательства, осуществлении реструктуризации, проведении твердой
финансовой и денежно-кредитной политики, ограничении излишнего спроса, который нельзя
покрыть товарами.
Для стабилизации экономики, обеспечения экономического роста и
благосостояния населения Узбекистан выбрал не жесткий монетаризм, а пошел по
пути проведения сбалансированной монетарной политики, поощрения основных
отраслей и реструктуризации производства.
Что следует понимать под реструктуризацией основных отраслей экономики и
структурными изменениями?
Под структурными изменениями следует понимать переход от экономики,
ориентированной на производство сырья, на производство готовой продукции,
комплектацию предприятии новой, современной техникой и оборудованием,
ликвидацию нерентабельных предприятий, изменение специализации
неконкурентоспособных производственных предприятий, создание новых
предприятий.
С первых лет реформ в Узбекистане стали приниматься меры по осуществлению
глубоких структурных изменений в следующих отраслях экономики:
- модернизация и обновление основных отраслей - нефтегазовой
промышленности, энергетики, золотодобычи;
- обновление систем транспорта и связи, инженерных коммуникаций
и системы производственной инфраструктуры;
- коренная реконструкция Бекабадского металлургического завода,
производящего металлы и изделия из них;
- структурная перестройка и обновление предприятий
сельскохозяйственного машиностроения, а также предприятий, производящих
машины для посева, обработки и уборки хлопчатника;
- развитие самолетостроения, радиоэлектроники, электротехники;
- создание совершенно новой для Узбекистана отрасли
автомобилестроения;
- перестройка комплекса химической промышленности;
- достижение глубоких структурных изменений и прогрессивных
сдвигов в сельском хозяйстве и в целом в агропромышленном комплексе;
- переоснащение новой техникой отраслей по переработке хлопка,
коконов, овощей и фруктов, винограда, строительство новых предприятий по
производству готовой продукции в прядильно-ткацкой промышленности и др.