Класс реальных собственников, с одной стороны, формируется при разгосударствлении собственности, с другой, - путем стимулирования развития малого и частного предпринимательства. Существование в стране малого бизнеса и частного предпринимательства означает появление среднего класса, способствующего нормализации экономической и политической
ситуации в обществе. Малый бизнес и предпринимательство - это деятельность,
направленная на насыщение рынка необходимыми потребительскими товарами и
услугами, а также на получение прибыли. Это - создание новых рабочих мест,
обеспечение занятости населения, основной источник доходов населения.
Как показывает опыт стран, достигших преимущественного положения в мировой
экономике, они поднимали уровень жизни населения путем развития малого
бизнеса и частного предпринимательства. Например, доля малого и среднего
бизнеса во внутреннем валовом продукте стран - членов Евросоюза составляет
67%, в Германии - 65%, в США - 52%. В Японии 80% занятого населения, в
странах Европейского Союза - 70% трудятся в отраслях малого бизнеса и
частного предпринимательства.
Учитывая опыт развитых стран мира, в Узбекистане обращается большое внимание
на развитие малого бизнеса и предпринимательства как одного из
стратегических направлений экономических реформ.
Каждый гражданин Узбекистана имеет право осуществлять предпринимательскую
деятельность путем создания, купли-продажи или реорганизации предприятий.
Для осуществления своей деятельности предприниматель вправе привлекать на
добровольной основе собственность и денежные средства других юридических и
физических лиц, самостоятельно нанимать и увольнять работников и обязан
выплачивать налоги со своих доходов.
Формы предпринимательства:
• частное (личное) предпринимательство;
• предпринимательство с привлечением наемного труда;
• коллективное или совместное предпринимательство,
осуществляемое несколькими гражданами и юридическими лицами.
В республике был создан рынок недвижимости, и малые предприятия продавались
гражданам на аукционных торгах и на конкурсной основе.
Указ Президента от 5 января 1995 г. «Об инициативе в частном
предпринимательстве и ее стимулировании» дал новый толчок разгосударствлению
и приватизации собственности, формированию класса собственников. Согласно
этому указу, 50% средств от приватизации государственной собственности
направлялось на развитие малого бизнеса.
Принятый 21 декабря 1995 г. Закон Республики Узбекистан «О развитии малого
и частного предпринимательства» наметил основные направления
стимулирования данного сектора экономики на государственном и
территориальном уровне. На государственном уровне для осуществления частного
предпринимательства были созданы нормативно-правовые основы, необходимая
инфраструктура и условия. На территориальном (областном, городском,
районном) уровне предпринимателям были предоставлены льготы по
налогообложению, для развития этого сектора были разработаны
территориальные программы и принимались меры по их осуществлению.
В июле 1995 г. был образован Фонд по поддержке
частного предпринимательства и малого бизнеса (Бизнес-фонд), в марте 1996 г.
— Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана и ее
территориальные филиалы. Для поддержки малого бизнеса только Бизнес-фондом
была оказана финансовая помощь в размере 10 млрд. сум, были открыты курсы по повышению квалификации предпринимателей. Развитию среднего
и малого бизнеса способствуют и Ассоциация дехканских и фермерских
хозяйств, ассоциация «Хунарманд», Ассоциация женщин-предпринимателей.
Для развития малого бизнеса привлекаются кредитные ресурсы иностранных
инвесторов и авторитетных мировых банков, в том числе Европейского банка
реконструкции и развития, Германского банка развития, Азиатского банка
развития, Международной финансовой корпорации и других международных
финансовых организаций. В целях оказания помощи и консультирования
предпринимателей и бизнесменов при содействии Немецкого общества
технической помощи был открыт Центр по поддержке малого бизнеса в
Узбекистане, а Комиссии Европейского сообщества — Центр практических связей.
Работающие в Центральной Азии Фонд предпринимательства США и инвестиционный
фонд Великобритании снабжают узбекистанских предпринимателей необходимой
информацией. По состоянию на 1 января 2003 г. размер привлеченных за
прошедшие годы кредитных ресурсов составил 450 млн. долларов США, из них
освоено 345,8 млн. (в том числе в 2002 г. - 87 млн.).
В результате принятых мер по поддержке предприятий малого и среднего
бизнеса их количество возрастало год за годом. Если в 1992-1996 гг. было
зарегистрировано около 85 тыс. малых предприятий, то к началу 2001 г. их
количество составляло более 190 тыс., в том числе функционирующих — 149,3
тыс., из них 63% были заняты в сфере производства.
Функционирующие средние и малые предприятия, микрофирмы по
состоянию на 1 января 2001 года:
Общее количество 149, 3 тыс.
Средние предприятия 6,4 тыс.
Малые предприятия 20,4 тыс.
Микрофирмы 122,5 тыс.
Занято людей 4 462,7 тыс.
Доля в ВВП 31%
22 августа 2001 г. Кабинет Министров Республики Узбекистан принял
постановление «О
проведении государственной регистрации субъектов
предпринимательства
и совершенствование системы их учета». На
основании этого постановления был создан Республиканский координационный
совет по стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Был применен
новый, упрощенный, порядок проведения государственной регистрации и учета
субъектов предпринимательства на местах. В городах и районах были созданы
подразделения по проведению государственной регистрации субъектов
предпринимательства, они были обеспечены отдельными зданиями и необходимым
оборудованием. Коммерческие банки за счет своих средств только в 2001
году выделили кредит в размере 144,3 млрд. сум. для предприятий
малого и среднего бизнеса. Через Республиканскую товарно-сырьевую биржу,
Агропромышленную биржу и объединение «Узулгуржисавдо» им были проданы
материально-технические средства. В целях защиты законных прав и интересов
предприятии и хозяйствующих субъектов была внедрена «Тетрадь регистрации
проверок». Субъектам малого и среднего бизнеса предоставлена свобода
внешнеэкономической деятельности, им разрешено экспортировать за наличную
иностранную валюту свою продукцию. В 2001-2002 гг. был создан
механизм устранения незаконного вмешательства в деятельность субъектов
малого и среднего бизнеса, восстановления их нарушенных прав и привлечения
к судебной ответственности виновных. Материальный и моральный ущерб,
нанесенный предпринимателям, взыскивается с виновных должностных лиц. По
исковым заявлениям Министерства юстиции республики и его органов на местах
в 2002
году судами были взысканы в пользу предпринимателей 9 млрд. сум. В
отношении 2 300 должностных лиц были применены дисциплинарные меры
взыскания, 290 из которых были освобождены от занимаемой должности. В
результате число незаконных проверок и случаев вмешательства в деятельность
хозяйствующих субъектов резко сократилось. Если в 2001 году было
зарегистрировано 1 450 случаев незаконных проверок, то в 2002 году их число
составило 157, т. е. сократилось в 10 раз. Эти меры послужили новым толчком
для развития малого и среднего бизнеса. В 2001 году было продано на 65,5 млрд. сум продукции, изготовленной субъектами малого и среднего бизнеса. В 2002 году было создано около 38 тысяч микрофирм и предприятий
малого и среднего бизнеса.
По состоянию на 1 января 2004 г. число созданных и функционирующих в
республике предприятий малого бизнеса составило более 277 тыс., из них 168,6
тыс. являются микрофирмами. В 2004 году за счет развития малого бизнеса и
частного предпринимательства было создано 427,6 тыс. новых рабочих мест. В
2005 году количество объектов малого бизнеса превысило 310 тыс.
Если в 1991 году доля предприятий малого бизнеса и частного
предпринимательства во внутреннем валовом продукте страны составляла 1,5%, то в
2005 году она увеличилась до 38,2%. 65% населения, занятого в сфере производства
страны, или 6,4 млн. человек, трудились на предприятиях малого бизнеса и
частного предпринимательства. Это свидетельствует о том, что в Узбекистане
формируется средний класс.
Согласно статье 53 Конституции Республики Узбекистан, основу экономики
Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет
собственность в ее различных формах. Учитывая приоритет прав потребителей,
государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства
и труда, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.