Рыночные отношения складываются, прежде всего, в условиях существования
различных форм собственности и многоукладной экономики. Поэтому в
Узбекистане при реформировании экономики на первое место ставятся
демонополизация государственной собственности и ее приватизация,
формирование класса собственников.
В Конституции Республики Узбекистан закреплено: основу экономики составляет
собственность в ее различных формах, все формы которой равноправны; каждый
человек имеет право на собственность, свободу экономической деятельности,
предпринимательства и свободный выбор работы; частная собственность
неприкосновенна и защищается государством, как и другие формы собственности.
Приватизация в Узбекистане не была подчинена интересам отдельных людей, не
допускалась приватизация на чековой основе. Приватизация проводилась путем
реализации государственной собственности. Вместе с тем во время
приватизации сформировалась система льгот. Членам трудовых коллективов
приватизируемых предприятий была предоставлена возможность выкупить их
акции на льготных условиях. Устаревшие основные фонды, объекты социальной
инфраструктуры передавались новым собственникам бесплатно. Государственная
собственность аграрных хозяйств, фермы, сады и виноградники также
приватизировались на льготных условиях.
Приватизацию возглавляло государство. Для организации и руководства этим
процессом в феврале 1992 года был образован Государственный комитет по
управлению и приватизации государственной собственности. В 1994 году его
функции расширились, и он был преобразован в Государственный комитет по
управлению государственной собственностью и поддержке предпринимательства.