Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Создание рыночной инфраструктуры в Республике Узбекистан
 

Одним из важнейших направлений экономических реформ является создание рыночной инфраструктуры.

«Формирование рыночных отношений немыслимо без соответствующей среды - рыночной инфраструктуры, которая призвана обеспечивать взаимосвязь между хозяйствующими субъектами на товарном, денежном рынках и рынке трудовых ресурсов». (И.А. Каримов. Узбекистан на пути углубления экономических реформ. Т.: «Узбекистан», 1995. Том 3. Стр. 229)

Под рыночной инфраструктурой понимается комплекс учреждений, организаций и предприятий, занимающихся формированием эффективных рыночных отношении.

Виды инфраструктуры Отрасли инфраструктуры
Производственная инфраструктура - транспорт

- связь

- складское хозяйство

- дорожное хозяйство

- водное и энергетическое снабжение и др.

Инфраструктура товарно-сырьевого рынка - биржи

- торговые дома

- аукционы

- коммерческие ведомства

- рекламные фирмы

- учреждения торговли и государственные учреждения, контролирующие их

Финансово-кредитная инфраструктура - банки

- ведомства самокредитования

- страховые компании

- финансовые компании

- налоговые ведомства

- сберегательные кассы

Социальная инфраструктура по обслуживанию населения - жилищная и коммунальная служба

- учреждения культуры

- учреждения здравоохранения

- служба трудоустройства населения (биржи труда)

Информационная инфраструктура - ведомства, осуществляющие сбор и обобщение информации по экономической деятельности

- компании, фирмы, консалтинговые государственные учреждения, занимающиеся реализацией

В республике создан комплекс различных учреждений, организаций и предприятий - основных звеньев инфраструктуры по формированию и развитию рыночных отношений. Прежде всего, были созданы структуры, обслуживающие производство, - транспортные, связи, водного и энергетического снабжения, дорожного и складского хозяйства. Особое место в формировании рыночных отношений занимают биржи. На первом этапе экономических реформ были созданы Республиканская биржа недвижимости, Товарно-сырьевая биржа, фондовая биржа «Ташкент». В 1991-2000 гг. для оказания услуг хозяйствующим субъектам было создано 58 товарно-сырьевых бирж, 24 бизнес-инкубатора, 496 аудиторских и консалтинговых фирм, множество торговых домов, аукционов, коммерческих организаций, рекламных фирм, учреждений торговли и контролирующие их государственные учреждения.

Ташкент. Республиканский биржевой центр.
Ташкент. Республиканский биржевой центр

 

В развитии рыночных отношений особую роль играет информационная инфраструктура - ведомства и фирмы, занимающиеся сбором и обобщением информации, необходимой для осуществления экономической деятельности.

В республике была создана инфраструктура, оказывающая услуги хозяйствующим субъектам в области финансово-кредитных отношений - новая банковская система, органы самокредитования, страховые компании, финансовые компании, налоговые органы, сберегательные кассы.

Была создана банковско-финансовая система, оказывающая рыночные услуги. Если в первый год независимости действовало всего 6 банков, то к 2000 году их количество увеличилось до 40, из них 2 государственных, 17 частных, 4 с участием иностранных инвесторов, остальные - акционерно-коммерческие банки. 17 банков установили корреспондентские связи с самыми авторитетными банками мира. В областях, городах и районах открылись мини-банки, оказывающие клиентам различные услуги. В 2002 году их количество возросло до 530. Банки активно участвуют в привлечении капиталовложений и иностранных инвестиций, направляемых на развитие экономики республики. Возможности коммерческих банков по выдаче кредитов реальному сектору экономики растут день ото дня. В 2001 году объем кредитных вложений коммерческих банков составил 2205,8 млрд. сум. В 2002 году объем кредитов, выделенных коммерческими банками только субъектам малого и среднего бизнеса, составил 265 млрд. сум. Год за годом на финансовом рынке растет доля коммерческих банков.

Национальный банк Узбекистана
Национальный банк Узбекистана

 

В республике создан рынок страхования, защищающий предпринимателей и население от риска ущерба. При участии государства были образованы три крупные страховые компании - «Кафолат», «Агросугурта», «Узбекинвест», оказывающие рыночные услуги. Появилось множество частных страховых компаний, а также совместные страховые компании, сотрудничающие с банками зарубежных стран. В 2002 году количество страховых компаний увеличилось до 28. Они оказывают гражданам и организациям страховые услуги по более чем 150 направлениям, существующим на финансовом рынке. Принятие Закона «0 страховой деятельности» (2002), освобождение указом Президента от 1 февраля 2002 года страховых компаний от подоходного налога сроком на 3 года способствуют дальнейшему развитию рынка страхования в стране.

В условиях перехода к рыночной экономике серьезной проблемой является вопрос занятости населения. При смене экономической системы ограничивается потребность не только в неквалифицированных кадрах, но и в работниках определенных профессий, увеличивается число безработных. В таких условиях были приняты меры по недопущению роста безработицы. Была организована большая сеть, включающая в себя более 225 бирж труда, созданных в каждом районе. Был создан механизм регистрации безработных, их переквалификации, налажена система оплаты пособий по безработице. Большое внимание уделяется созданию новых рабочих мест. Если в 1993 году в республике за счет развития предпринимательства было создано 185,1 тыс. новых рабочих мест, то в 1998 году этот показатель составил 345,9 тыс., т. е. в 1,8 раза больше. В 2000 году только за счет развития малого и среднего бизнеса было создано 192,5 тыс., в 2001 году - 372 тыс. и в 2002 году - 370 тыс. новых рабочих мест.

На начальном этапе экономических реформ были освобождены цены. Этот процесс прошел без социальных потрясений, так как государство произвело различные компенсационные выплаты, ввело пособия для детей, в республике регулярно повышаются минимальная заработная плата, пенсии, пособия и стипендии.

Освобождение цен непосредственно связано с созданием конкурентной среды в экономике. В августе 1992 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «Об ограничении монопольной деятельности». На основании этого закона был разработан ряд нормативных актов, направленных на развитие конкуренции. Главное управление по проведению антимонопольной и ценовой политики, образованное при Министерстве финансов, определило перечень предприятий-монополистов и принимает все необходимые меры по упорядочению цен на их продукцию и увеличению их рентабельности.

Таким образом, в Узбекистане разработаны своеобразные принципы перехода к рыночной экономике, которые последовательно претворяются в жизнь. Созданы правовые основы экономических реформ и рыночная инфраструктура, формируются рыночные отношения.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru