Одним из важнейших направлений экономических реформ является создание рыночной
инфраструктуры.
«Формирование рыночных отношений немыслимо без соответствующей среды - рыночной
инфраструктуры, которая призвана обеспечивать взаимосвязь между хозяйствующими
субъектами на товарном, денежном рынках и рынке трудовых ресурсов». (И.А.
Каримов. Узбекистан на пути углубления экономических реформ. Т.: «Узбекистан»,
1995. Том 3. Стр. 229)
Под рыночной инфраструктурой понимается комплекс учреждений, организаций и предприятий, занимающихся формированием
эффективных рыночных отношении.
Виды инфраструктуры |
Отрасли инфраструктуры |
Производственная инфраструктура |
- транспорт - связь
- складское хозяйство
- дорожное хозяйство
- водное и энергетическое снабжение и др. |
Инфраструктура товарно-сырьевого рынка |
- биржи - торговые дома
- аукционы
- коммерческие ведомства
- рекламные фирмы
- учреждения торговли и государственные учреждения,
контролирующие их |
Финансово-кредитная инфраструктура |
- банки - ведомства самокредитования
- страховые компании
- финансовые компании
- налоговые ведомства
- сберегательные кассы |
Социальная инфраструктура по обслуживанию населения |
- жилищная и коммунальная служба - учреждения культуры
- учреждения здравоохранения
- служба трудоустройства населения (биржи труда) |
Информационная инфраструктура |
- ведомства, осуществляющие сбор и обобщение информации по экономической
деятельности - компании, фирмы, консалтинговые государственные учреждения,
занимающиеся реализацией |
В республике создан комплекс различных учреждений, организаций и
предприятий - основных звеньев инфраструктуры по формированию и развитию
рыночных отношений. Прежде всего, были созданы структуры, обслуживающие
производство, - транспортные, связи, водного и энергетического снабжения,
дорожного и складского хозяйства. Особое место в формировании рыночных отношений занимают
биржи. На первом этапе экономических реформ были созданы
Республиканская биржа
недвижимости, Товарно-сырьевая биржа, фондовая биржа «Ташкент». В 1991-2000 гг. для оказания услуг хозяйствующим субъектам было
создано 58 товарно-сырьевых бирж, 24 бизнес-инкубатора, 496 аудиторских и
консалтинговых фирм, множество торговых домов, аукционов, коммерческих
организаций, рекламных фирм, учреждений торговли и контролирующие их
государственные учреждения.
Ташкент. Республиканский биржевой центр
В развитии рыночных отношений особую роль играет информационная
инфраструктура - ведомства и фирмы, занимающиеся сбором и обобщением
информации, необходимой для осуществления экономической деятельности.
В республике была создана инфраструктура, оказывающая услуги хозяйствующим
субъектам в области финансово-кредитных отношений - новая банковская
система, органы самокредитования, страховые компании, финансовые компании,
налоговые органы, сберегательные кассы.
Была создана банковско-финансовая система, оказывающая рыночные услуги.
Если в первый год независимости действовало всего 6 банков, то к
2000
году их количество увеличилось до 40, из них 2 государственных, 17 частных,
4 с участием иностранных инвесторов, остальные - акционерно-коммерческие
банки. 17 банков установили корреспондентские связи с самыми авторитетными
банками мира. В областях, городах и районах открылись мини-банки,
оказывающие клиентам различные услуги. В 2002 году их количество возросло
до 530. Банки активно участвуют в привлечении капиталовложений и
иностранных инвестиций, направляемых на развитие экономики республики.
Возможности коммерческих банков по выдаче кредитов реальному сектору экономики растут день ото дня. В 2001 году объем кредитных вложений коммерческих банков составил
2205,8 млрд. сум. В 2002 году объем кредитов, выделенных коммерческими
банками только субъектам малого и среднего бизнеса, составил 265 млрд. сум.
Год за годом на финансовом рынке растет доля коммерческих банков.
Национальный банк Узбекистана
В республике создан рынок страхования, защищающий предпринимателей и
население от риска ущерба. При участии государства были образованы три
крупные страховые компании - «Кафолат», «Агросугурта», «Узбекинвест»,
оказывающие рыночные услуги. Появилось множество частных страховых
компаний, а также совместные страховые компании, сотрудничающие с банками
зарубежных стран. В 2002 году количество страховых компаний увеличилось до
28. Они оказывают гражданам и организациям страховые услуги по более чем
150 направлениям, существующим на финансовом рынке. Принятие Закона «0
страховой деятельности» (2002), освобождение указом Президента от
1 февраля 2002 года страховых компаний от подоходного налога сроком на 3 года способствуют дальнейшему развитию рынка страхования в стране.
В условиях перехода к рыночной экономике серьезной проблемой является вопрос
занятости населения. При смене экономической системы ограничивается
потребность не только в неквалифицированных кадрах, но и в работниках
определенных профессий, увеличивается число безработных. В таких условиях
были приняты меры по недопущению роста безработицы. Была организована
большая сеть, включающая в себя более 225 бирж труда, созданных в каждом
районе. Был создан механизм регистрации безработных, их переквалификации,
налажена система оплаты пособий по безработице. Большое внимание уделяется
созданию новых рабочих мест. Если в 1993 году в республике за счет развития
предпринимательства было создано 185,1 тыс. новых рабочих мест, то в 1998
году этот показатель составил 345,9 тыс., т. е. в 1,8 раза больше. В 2000
году только за счет развития малого и среднего бизнеса было создано 192,5
тыс., в 2001 году - 372 тыс. и в 2002 году - 370 тыс. новых рабочих мест.
На начальном этапе экономических реформ были освобождены цены. Этот процесс
прошел без социальных потрясений, так как государство произвело различные
компенсационные выплаты, ввело пособия для детей, в республике регулярно
повышаются минимальная заработная плата, пенсии, пособия и стипендии.
Освобождение цен непосредственно связано с созданием конкурентной среды в
экономике. В августе 1992 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан
«Об ограничении монопольной деятельности». На основании этого закона был
разработан ряд нормативных актов, направленных на развитие конкуренции.
Главное управление по проведению антимонопольной и ценовой политики,
образованное при Министерстве финансов, определило перечень
предприятий-монополистов и принимает все необходимые меры по упорядочению
цен на их продукцию и увеличению их рентабельности.
Таким образом, в Узбекистане разработаны своеобразные принципы перехода к
рыночной экономике, которые последовательно претворяются в жизнь. Созданы
правовые основы экономических реформ и рыночная инфраструктура, формируются
рыночные отношения.