Приступая к изучению коренных преобразовании в экономике Узбекистана в годы независимости, прежде всего, мы должны глубоко понять и осознать, какое экономическое наследие осталось Узбекистану от командной советской системы.
В период зависимости Узбекистан не мог владеть и распоряжаться своими
природными богатствами, водой и землей, лесами и другими ресурсами.
Предприятия, построенные и функционировавшие на территории республики, были
подчинены Центру, его интересам. Руководству и народу Узбекистана было
неизвестно, сколько продукции производилось на его территории, где она
реализовалась и какой доход приносила. Узбекистан был зависим также в
проведении финансово-кредитной и банковской политики, не имел своей
национальной валюты, золотовалютных запасов.
От бывшего Союза в наследство Узбекистану досталась слабая экономика,
ориентированная на добычу сырья, то есть Узбекистан был поставщиком дешевого
сырья и минеральных ресурсов. В экономике республики преобладало
беспощадное, бесконтрольное использование богатых минерально-сырьевых
ресурсов. От изжившей себя советской системы остались административно-командный метод
управления, полностью разоренная в период «перестройки» экономика,
разрушенная финансовая система, социально-экономическая среда, где
процветали воровство и безнравственность. Тесные взаимосвязи предприятий
республики с другими предприятиями бывшего Союза были разорваны, ведение
хозяйства осложнилось. Существующие предприятия полностью зависели от
привозных оборудования и запасных частей. Узбекистан зависел от Центра и в
вопросах приобретения топлива и пищевых продуктов. В результате превращения
посевных земель в хлопковые плантации и господства монокультуры хлопчатника
Узбекистан был вынужден ввозить муку, мясные и молочные продукты, а также
другие важнейшие пищевые продукты, товары народного потребления и готовую
продукцию. Хлопок, золото, цветные металлы, другие ресурсы стратегического
значения вывозились в Центр, а прибыль от их продажи не попадала в казну
Узбекистана. Узбекистан был вынужден выпрашивать у Центра в виде дотации
свои же средства.
По уровню жизни населения республика занимала одно из самых последних мест в
бывшем Союзе. В отличие от России, Украины и Белоруссии, почти две трети
населения Узбекистана еле-еле сводили концы с концами. От старой
деспотической системы достались в наследство острые социальные и
экологические проблемы. Население республики столкнулось с экологическим
кризисом в результате сильного засоления земель, загрязнения воздуха и
водных запасов, радиоактивного загрязнения, высыхания Аральского моря. По
подсчетам специалистов, с высохшего дна Аральского моря в результате пыльных
бурь поднималось от 15 до 75 миллионов тонн пыли и песка, которые
загрязняли территорию длиной в 400 и шириной в 40 километров и подвергали
население риску различных заболеваний.
«И если называть вещи своими именами, если провести параллели с мировой
историей и практикой, то Узбекистан, по сути, представлял собой
полуколониальную страну с однобокой, полностью зависимой от центра
деформированной экономикой». (И.А. Каримов. «Узбекистан, устремленный в XXI
век». Т.: «Узбекистан»,1999. Стр. 5-6)