Средства массовой информации - источник, через который среди народа распространяются научные, правовые, экономические и
культурно-просветительские знания. В их состав входят газеты и журналы,
радио и телевидение, а также другие средства распространения информации. В
период бывшего Союза средства массовой информации находились под абсолютным
государственным контролем, были превращены в оружие коммунистической
идеологии и оторваны от национальной почвы.
В годы независимости отношение к средствам массовой информации коренным
образом изменилось. С самого начала были приняты меры по созданию их
правовых основ. Согласно статье 67 Конституции Узбекистана, средства
массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. А в
статье 29 определено, что каждый имеет право на свободу мысли, слова и
убеждений; каждый имеет право искать, получать и распространять любую
информацию, за исключением направленной против существующего
конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.
24 апреля 1997 г. Олий Мажлис Республики Узбекистан принял законы «О
гарантиях и свободе получения информации» и «О защите журналистской
деятельности», а 26 декабря 1997 г. - закон «О средствах массовой
информации». Законами определена ответственность должностных лиц
государственных органов, учреждений, организаций за осуществление цензуры,
оказание давления на журналистов, вмешательство в их профессиональную
деятельность. Были созданы правовые основы для свободной деятельности
средств массовой информации. Созданные при Аппарате Президента Республики
Узбекистан Информационный центр и Национальный клуб печати помогают
средствам массовой информации в финансовом отношении. В соответствии с
постановлением Кабинета Министров республики в августе 1996 г. был создан
социально-политический фонд по демократизации и поддержке средств массовой
информации. Согласно Указу Президента республики от 7 мая 1997 г. «О мерах
по повышению роли телевидения и радио в общественном развитии Узбекистана»,
Государственный комитет по телевидению и радиовещанию был преобразован в
Телерадиокомпанию Узбекистана с территориальными отделениями на местах. Эти
меры дали значительный толчок демократизации и совершенствованию
деятельности телерадиокомпании в области изучения потребности
общественности в объективной и правдивой информации, а также широкого
оповещения населения и зарубежной общественности об осуществляемых в
Узбекистане демократических реформах.
В годы независимости увеличилось число средств массовой информации,
улучшилось качество их работы. Если в 1990 году издавалось 376 наименований
газет и журналов, то в 2006 году их число возросло до 680 наименований
газет и 200 наименований журналов. Функционируют 4 информационных
агентства, 55 издательств, 57 телерадиокомпаний и их территориальных
филиалов, студии, более 100 электронных средств массовой информации. В
многонациональном Узбекистане издание газет и журналов, теле- и радиовещание
осуществляются на 12 языках - узбекском, русском, каракалпакском,
таджикском, казахском и др. В 6 газетах и 8 журналах наряду с узбекским
используют и другие языки — английский, арабский, турецкий, урду, фарси,
хинди. Средства массовой информации, в зависимости от их учредителей,
содержания и направления делятся на несколько групп — издаваемые
государством, политическими партиями и общественными организациями,
коммерческие, частные и другие газеты и журналы. Функционируют также газеты
и журналы религиозных организаций, литературно-художественные,
общественно-политического, экономического, духовно-культурного направлений.
В 1996 году наша республика установила связь с мировой компьютерной сетью
Интернет, через которую были налажены прием новостей со всего мира и
передача информации.
Уже в 2003 году Интернетом как важнейшим видом информационной службы
пользовалось более полутора миллионов жителей республики. В городских и
районных центрах год за годом увеличивается число Интернет-клубов,
Интернет-кафе и других сегментов национальной информации. В апреле 2004
года число веб-сайтов, зарегистрированных на территории «uz»,
дошло до 2600. Функционирует веб-сайт Пресс-службы (www[.]press-service[.]uz).
Им пользуется население Узбекистана, а также граждане более чем 80 стран
мира.
Средства массовой информации называют еще «четвертой властью», поскольку
они анализируют и контролируют деятельность других сфер общества, обращают
внимание масс и органов власти на изъяны и пробелы в работе самих органов
управления, подготавливают почву для принятия правильных решений во
внутренней и внешней политике руководством страны. В то же время
государственная власть тоже пользуется средствами массовой информации для
доведения до широких масс своей политики, мобилизации их на созидательную
деятельность.