Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Конституция Республики Узбекистан — Основной закон независимого государства
 

Как показывает мировая практика, основное условие формирования и развития независимого демократического правового государства - это наличие Конституции. С обретением независимости возникла необходимость в создании Конституции республики.

Такие актуальные задачи, как построение национального правового государства, демократического общества, формирование рыночных отношений, предусматривали разработку Конституции независимого Узбекистана. Интересы новых политических партий, общественных движений и объединений, обеспечение общественно-политической стабильности в обществе, межнационального сотрудничества требовали принятия новой Конституции. Это было обусловлено также превращением Республики Узбекистан в международно-правовой субъект, ставший известным миру как независимое государство.

О необходимости разработки новой Конституции было заявлено еще на II сессии Верховного Совета Узбекистана, которая состоялась 20 июня 1990 года и на которой была принята «Декларация о суверенитете». Сессия приняла постановление о создании комиссии по подготовке проекта Конституции из 64 человек во главе с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. В состав комиссии вошли депутаты Верховного Совета, представители Республики Каракалпакстан и областей, ученые и специалисты.

Конституционная комиссия почти 2,5 года трудилась над разработкой Конституции Республики Узбекистан. На заседании Конституционной комиссии, которое прошло 12 апреля 1991 года, была создана рабочая группа из 32 человек - ведущих специалистов и ученых. Для подготовки разделов Конституции было создано 6 небольших групп из 50 человек. Провозглашение государственной независимости Узбекистана 31 августа 1991 года и принятие Закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», придание этому закону статуса конституционного еще больше усилили ответственность Конституционной комиссии.

При разработке проекта Конституции была изучена мировая практика конституционного развития, учтены успехи, достигнутые в мире в области прав человека, демократии и законодательства. В основу новой Конституции положены практика национальной государственности, идеи Амира Темура и других наших великих предков по управлению государством.

26 сентября 1992 года проект Конституции Республики Узбекистан был опубликован в прессе для всенародного обсуждения. Обсуждение продолжалось около двух месяцев. Проект с исправлениями, внесенными на основе предложений, высказанных в процессе обсуждения, был опубликован в прессе 26 ноября 1992 года. Во время всенародного обсуждения было внесено более 6 тысяч предложений, которые были приняты комиссией к рассмотрению. Конституция стала продуктом политического мышления нашего народа. Президент И.А. Каримов руководил работой по разработке Конституции и вложил в нее много труда.

XI сессия Верховного Совета, которая проходила в декабре 1992 года, обсудила вопрос принятия Конституции Республики Узбекистан. «Надо особо подчеркнуть, - говорил в своей речи на сессии Президент И.А. Каримов, - что при создании проекта новой Конституции мы руководствовались документами Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларацией прав человека, другими актами, признанными международным правом. При этом также творчески использовали конституционную практику таких развитых демократических государств, как Турция, Соединенные Штаты Америки, Япония, Канада, Германия, Франция, Португалия, Италия, Швеция, Испания и таких восточных стран, как Индия, Пакистан, Египет». (И.А. Каримов. Сочинения. том 1, стр. 127.)

На сессии депутаты внесли в проект около 80 изменений, дополнений и уточнений. Таким образом, 8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан была принята.

В ознаменование принятия Конституции независимой Республики Узбекистан объявить 8 декабря всенародным праздником — Днем Конституции Республики Узбекистан. 8 декабря считать выходным днем. (Из постановления об объявлении дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником)

Конституция Республики Узбекистан состоит из 6 разделов и 128 статей. Она полностью воплотила в себе принципы и идеи, закрепленные в «Декларации о суверенитете», Законе «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», и развила их.

Конституция, являющаяся Основным законом, паспортом Республики Узбекистан, в корне отличается от всех конституций бывшего Союза. Во-первых, новая Конституция является Конституцией независимой Республики Узбекистан, все статьи которой отражают идею независимости. Прежние конституции были просто официальным документом, не обеспечивающим независимость Узбекистана, где «суверенитет» республики являлся пустым звуком, а права оставались только на бумаге.

Во-вторых, новая Конституция была самостоятельно разработана на основе желания, воли и творчества нашего народа и учитывала самую передовую в мире конституционную практику и особенности национальной государственности. А прежние конституции копировались на основе Союзной Конституции, утвержденной центральной властью. И поэтому наш новый Основной закон считается первой Конституцией независимого Узбекистана.

В процессе изучения Конституции Республики Узбекистан надо обратить внимание на ее основные принципы.

Первый принцип Конституции Узбекистана - государственный суверенитет. В статьях 1-6 определено, что Узбекистан - суверенная демократическая республика, государство служит интересам народа, узбекский язык является государственным языком. В Конституции определено, что названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны.

Второй конституционный принцип - народовластие. В статьях 7-14 указано, что народ Узбекистана как единственный источник государственной власти составляют граждане республики независимо от их национальности, а государство осуществляет свою деятельность в интересах человека и общества.

Третий конституционный принцип - разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из трех властей нем зависима в своей деятельности и подчиняется только закону. В Узбекистане законодательную власть представляет Олий Мажлис, исполнительную - Президент и Кабинет Министров, судебную - Конституционный суд, Верховный суд и Верховный Хозяйственный суд Республики Узбекистан, Верховный суд и Верховный Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, областные, города Ташкента, районные и городские суды и хозяйственные суды. В статьях 76-88 Конституции определены положения о составе Олий Мажлиса, его полномочиях по разработке и принятию законов. В статьях 89-98 установлено, что Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти, закреплены его полномочия и определены задачи функционирования Кабинета Министров.

Четвертый конституционный принцип - верность демократии. В Конституции закреплено положение о приверженности демократии и социальной справедливости, предусматривается создание гуманного демократического правового государства. В Конституции признан приоритет общечеловеческих ценностей и демократических принципов, общепризнанных положений в области международного права. В Конституции Узбекистана определено, что человеческая жизнь, свобода, честь и достоинство и другие неотъемлемые права - самая высшая ценность.

Пятый конституционный принцип - верховенство Конституции и законов. Статья 15 гласит: «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами».

В статье 16 Конституции зафиксировано, что ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить конституционным нормам и принципам.

Шестой конституционный принцип - обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод на уровне мировых стандартов. Права граждан Узбекистана обеспечиваются в соответствии с важнейшими международно-правовыми актами - Всеобщей Декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах и др. Статьи 18-52 Конституции посвящены основным правам и свободам, а также обязанностям человека и гражданина. Права и свободы граждан признаны самой высшей ценностью, и они защищаются государством. Согласно Конституции, каждому человеку гарантируется защита через суд своих прав и свобод.

В Конституции определено, что каждый человек вправе быть собственником, что основу экономики Узбекистана составляет собственность в ее различных формах, которые являются равноправными.

Согласно статье 21 Конституции, в Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство. Все граждане Республики Узбекистан, независимо от национальности, составляют народ Узбекистана.

Седьмой конституционный принцип - законность. Законность обеспечивает стабильность в обществе, согласованное функционирование государственных органов. Стабильность в обществе и прогресс обеспечиваются тогда, когда государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.

Данный принцип является конституционной нормой, требующей от государства и его органов, политических партий и общественных объединений осуществлять свою деятельность на основе законов Республики Узбекистан. В Конституции определены правовые основы создания и деятельности политических партий, общественных объединений, средств массовой информации.

Восьмой конституционный принцип - четкое определение основных принципов внешней политики Республики Узбекистан. Статья 17 Конституции гласит: «Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права».

Конституцией установлено, что государство в целях обеспечения интересов и безопасности народа может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования и выходить из них.

Девятый конституционный принцип - местное самоуправление. В Узбекистане, учитывая историческую практику узбекской государственности, действует институт хокима. В областях, районах и городах представительными органами хокимията являются Кенгаши народных депутатов, которые возглавляют хокимы областей, районов и городов. В статьях 99-104 Конституции определены основы государственной власти на местах, порядок назначения и утверждения хокимов и задачи их деятельности.

В Конституции установлен порядок создания органов самоуправления граждан, которые являются важным фактором построения гражданского общества. В статье 105 говорится: «Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников».

Десятый конституционный принцип - правосудие, независимость и неприкосновенность судей. Судьи подчиняются только закону. В статьях 106-116 определены основы судебной системы Узбекистана и ее задачи. В Конституции установлено, что судья не может быть избран депутатом, не может состоять в политических партиях и движениях. Заседание суда ведется открыто, судопроизводство осуществляется на государственном языке, а при необходимости - на другом языке.

Судебная власть является важной составляющей государственной власти. В Конституции установлено, что решения судебных органов обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

В Конституции Республики Узбекистан определены правовой статус Республики Каракалпакстан, правовые основы ее взаимоотношений с Узбекистаном.

«Принятие первой в истории свободного Узбекистана Конституции означает возрождение нашей республики, закладку прочного фундамента нашей истиной независимости. Принятая нами в качестве Основного закона Конституция сделает наше государство государством, нацию — нацией». (И. А. Каримов. Сочинения, том 1, стр 122)

Принятие Конституции Республики Узбекистан имело большое значение в жизни страны. Она стала основой для развития законодательства, для осуществления правовых реформ. На ее основе были разработаны сотни законов, кодексов, национальных программ, прошедших общенародное обсуждение и охватывающих все сферы жизни.

Конституция Узбекистана закрепила суверенитет республики. Узбекистан признали все страны, с которыми были установлены дипломатические, экономические и культурные отношения.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru