Полномочия и задачи органов самоуправления граждан четко определены в Законе Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан».
Задачи органов самоуправления граждан:
• оказание помощи гражданам в осуществлении их права участвовать
в управлении общественными и государственными делами;
• решение социальных и хозяйственных задач на своей территории,
проведение культурно-массовых мероприятий;
• объединение граждан в целях оказания помощи государственным
органам власти и исполнения законов Республики Узбекистан, указов Президента
и постановлении правительства, решении Кенгашей народных депутатов и
хокимиятов.
Сходы граждан являются коллегиальным органом, который по необходимости
созывает председатель (аксакал) по согласованию с соответствующим Кенгашем
народных депутатов или хокимом. В том случае, когда нет возможности собрать
все население, сходы граждан проводятся на основе представительства.
Председатель махаллинского комитета и его советники избираются на сходах
граждан. Председатель (аксакал) является постоянно действующим звеном. Он
располагает своим ведомством, количество членов которого позволяет
председателю выполнять свои задачи.
В Узбекистане принимаются меры по совершенствованию, а в случаях
необходимости — укрупнению органов самоуправления граждан. Если в 1994 году
их было сформировано более 12 тыс., то в
2001
году их количество составило 7 847 человек. В Законе «Об органах
самоуправления граждан», принятом в новой редакции 14 апреля 1999 г.,
расширены их полномочия. Органам самоуправления граждан, а также
махаллинским гражданским сходам предоставлено право: выражать интересы
населения и принимать решения от его имени; осуществлять общественный
контроль над исполнением законодательных актов, а также своих решений;
заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на их территории, по охране окружающей среды и озеленению.
Выборы в органы самоуправления граждан свидетельствуют о постоянном росте
социальной активности и политического сознания населения. В гражданских
сходах, связанных с выборами, проходившими в ноябре-декабре 1998 года,
участвовали 8,4 млн. человек, или 70% пожилых граждан республики. В органы
самоуправления граждан были избраны 7 574 председателя и 71 034 советника.
Повышается и уровень образования руководителей органов самоуправления
граждан. Об этом свидетельствует тот факт, что 65,5% избранных в 1998 году
председателей (аксакалов) являются специалистами с высшим образованием.
В июне-июле 2001 года в выборах органов самоуправления граждан
Самаркандской области участвовали более 1 млн 120 тысяч граждан. Были
избраны 1 042 председателей (аксакалов), из них 68 женщин.
В 2001 году функционировали 6 289 махаллинских, 108 поселковых, 1320 сельских
и 131 аульных сходов граждан под руководством избранных ими органов
самоуправления. Они оказывают помощь органам государственной власти и
управления в обеспечении законности, исполнении указов Президента,
постановлений правительства, решений представительных органов власти и
хокимов.
В центре внимания органов самоуправления находится решение вопросов по
озеленению территорий, созданию малых предприятий, фермерских и
крестьянских хозяйств, по успешному использованию приусадебных участков и
др. Они обеспечивают стабильность в обществе, предупреждают проявления
религиозно-консервативного характера, призывают людей к бдительности под
лозунгом «Себя и свою семью береги сам», занимаются формированием
махаллинских дружин и направляют их деятельность, ведут работу по устранению
помпезности при проведении семейных торжеств и обрядов.
Органы самоуправления граждан осуществляют свою работу в соответствии с
требованиями Указа Президента Узбекистана от 13 января 1999 г. «О повышении
роли органов самоуправления граждан в обеспечении адресной социальной
поддержки населения», а также Постановления Кабинета Министров от 25 января
2002 г. «О мерах по осуществлению программы на 2002—2003 годы по адресной
поддержке нуждающихся в социальной защите слоев населения». Они обеспечивают
должное использование на местах средств, выделенных для оказания помощи
малоимущим семьям и назначения пособий нуждающимся многодетным семьям. Только в 2000 году малообеспеченной части
населения через органы самоуправления граждан были выданы пособия и оказаны
другие виды помощи в размере 54,2 млрд сумов. Органы самоуправления
возглавляют проведение такой работы, как сотрудничество с образовательными
учреждениями, работа с несовершеннолетними, защита их прав, опека стариков,
обеспечение населения работой и т. д.
По инициативе Президента Ислама Каримова 2003 год был объявлен «Годом
махалли», в связи с чем была создана республиканская комиссия по разработке
и осуществлению программы «Год махалли». Данная комиссия разработала
программу мероприятий, которые необходимо было осуществлять в течение года.
7 февраля 2003 г. было опубликовано Постановление Кабинета Министров
Республики Узбекистан о программе «Год махалли».
Эта программа была направлена на осуществление следующих задач:
• укрепление роли и статуса махалли в области государственного
и общественного управления, в социально-политической и экономической жизни
общества;
• совершенствование действующей нормативно-правовой базы
деятельности махалли, расширение ее полномочий и повышение ответственности
как гражданского института;
• укрепление материальной базы махалли, развитие на ее
территории предпринимательства, сферы обслуживания и торговли, создание в
них новых рабочих мест;
• развитие социальной инфраструктуры махалли, благоустройство ее
территории, развитие коммунального хозяйства;
• усиление оказания адресной социальной помощи со стороны
махалли малообеспеченным семьям и поддержки молодых семей;
• повышение внимания к старшему поколению и заботы о нем;
• улучшение оказания медицинских и санаторно-курортных услуг
населению махалли, развитие детского спорта;
• широкая пропаганда национальных ценностей, обычаев и обрядов,
связанных с внедрением среди населения здорового образа жизни, соблюдением
социальной справедливости, повышением роли духовно-нравственного
воспитания, совершенствование деятельности по защите граждан.
В целях обеспечения выполнения программы «Год махалли» были созданы
специальные фонды по развитию органов самоуправления граждан. Четко
определен объем работ по развитию малого и среднего бизнеса в махаллях, а
также частного предпринимательства, по созданию новых рабочих мест, по
строительству новых сетей, обеспечивающих население природным газом и
питьевой водой, по ремонту жилищного фонда и дорог, по благоустройству
махалли, по строительству новых махаллинских гузаров и детских спортивных
сооружений. Для полного осуществления программы «Год махалли» предусмотрено
привлечение 375,9 млрд. сум из государственного бюджета, внебюджетных
фондов, средств негосударственных организаций, грантов международных
организаций и кредитных средств.
В целях дальнейшего благоустройства махалли были проведены работы по
благоустройству. На создание 310 махаллинских гузаров были израсходованы
средства на сумму 1,7 млрд. сум. Пущены в эксплуатацию водные магистрали
протяженностью в тысячи километров и магистрали природного газа
протяженностью 1 322 км. За счет кредитных средств на сумму 36,2 млрд. сум в
махаллях были созданы предприятия малого бизнеса и частного
предпринимательства, благодаря чему появилось около 155 тысяч новых рабочих
мест. Оказана благотворительная помощь на 1,2 млрд. сум.
Таким образом, впервые в истории махалля в Узбекистане превратилась в орган
самоуправления граждан. На законном основании учреждены должности
председателя махаллинского схода (аксакал) и ответственного секретаря.
Председатели махаллинских сходов и ответственные секретари стали получать
заработную плату. Оценивая деятельность органов самоуправления граждан в
годы независимости, можно с уверенностью сказать, что они полностью
оправдали себя как основа гражданского общества, демократический институт,
который соответствует восточным и национальным ценностям в области
управления обществом.
Махалля как малая родина внутри Родины играет очень большую роль в
демократизации общества и осуществлении социальной справедливости.
В Узбекистане махалля стала проводником справедливости, завоевавшим доверие
народа, а также механизмом социальной поддержки населения. Только страна, в
которой процветают махалли, может уверенно идти вперед.
Официальные представители зарубежных стран проявляют интерес к
сформированной в Узбекистане системе махалли и ближе знакомятся с ее
деятельностью. Они высоко оценивают ее как основу гражданского общества.