Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Полномочия и функционирование органов самоуправления в Республике Узбекистан
 

Полномочия и задачи органов самоуправления граждан четко определены в Законе Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан».

Задачи органов самоуправления граждан:

• оказание помощи гражданам в осуществлении их права участвовать в управлении общественными и государственными делами;

• решение социальных и хозяйственных задач на своей территории, проведение культурно-массовых мероприятий;

• объединение граждан в целях оказания помощи государственным органам власти и исполнения законов Республики Узбекистан, указов Президента и постановлении правительства, решении Кенгашей народных депутатов и хокимиятов.

Сходы граждан являются коллегиальным органом, который по необходимости созывает председатель (аксакал) по согласованию с соответствующим Кенгашем народных депутатов или хокимом. В том случае, когда нет возможности собрать все население, сходы граждан проводятся на основе представительства. Председатель махаллинского комитета и его советники избираются на сходах граждан. Председатель (аксакал) является постоянно действующим звеном. Он располагает своим ведомством, количество членов которого позволяет председателю выполнять свои задачи.

В Узбекистане принимаются меры по совершенствованию, а в случаях необходимости — укрупнению органов самоуправления граждан. Если в 1994 году их было сформировано более 12 тыс., то в 2001 году их количество составило 7 847 человек. В Законе «Об органах самоуправления граждан», принятом в новой редакции 14 апреля 1999 г., расширены их полномочия. Органам самоуправления граждан, а также махаллинским гражданским сходам предоставлено право: выражать интересы населения и принимать решения от его имени; осуществлять общественный контроль над исполнением законодательных актов, а также своих решений; заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на их территории, по охране окружающей среды и озеленению.

Выборы в органы самоуправления граждан свидетельствуют о постоянном росте социальной активности и политического сознания населения. В гражданских сходах, связанных с выборами, проходившими в ноябре-декабре 1998 года, участвовали 8,4 млн. человек, или 70% пожилых граждан республики. В органы самоуправления граждан были избраны 7 574 председателя и 71 034 советника. Повышается и уровень образования руководителей органов самоуправления граждан. Об этом свидетельствует тот факт, что 65,5% избранных в 1998 году председателей (аксакалов) являются специалистами с высшим образованием.

В июне-июле 2001 года в выборах органов самоуправления граждан Самаркандской области участвовали более 1 млн 120 тысяч граждан. Были избраны 1 042 председателей (аксакалов), из них 68 женщин.

В 2001 году функционировали 6 289 махаллинских, 108 поселковых, 1320 сельских и 131 аульных сходов граждан под руководством избранных ими органов самоуправления. Они оказывают помощь органам государственной власти и управления в обеспечении законности, исполнении указов Президента, постановлений правительства, решений представительных органов власти и хокимов.

В центре внимания органов самоуправления находится решение вопросов по озеленению территорий, созданию малых предприятий, фермерских и крестьянских хозяйств, по успешному использованию приусадебных участков и др. Они обеспечивают стабильность в обществе, предупреждают проявления религиозно-консервативного характера, призывают людей к бдительности под лозунгом «Себя и свою семью береги сам», занимаются формированием махаллинских дружин и направляют их деятельность, ведут работу по устранению помпезности при проведении семейных торжеств и обрядов.

Органы самоуправления граждан осуществляют свою работу в соответствии с требованиями Указа Президента Узбекистана от 13 января 1999 г. «О повышении роли органов самоуправления граждан в обеспечении адресной социальной поддержки населения», а также Постановления Кабинета Министров от 25 января 2002 г. «О мерах по осуществлению программы на 2002—2003 годы по адресной поддержке нуждающихся в социальной защите слоев населения». Они обеспечивают должное использование на местах средств, выделенных для оказания помощи малоимущим семьям и назначения пособий нуждающимся многодетным семьям. Только в 2000 году малообеспеченной части населения через органы самоуправления граждан были выданы пособия и оказаны другие виды помощи в размере 54,2 млрд сумов. Органы самоуправления возглавляют проведение такой работы, как сотрудничество с образовательными учреждениями, работа с несовершеннолетними, защита их прав, опека стариков, обеспечение населения работой и т. д.

По инициативе Президента Ислама Каримова 2003 год был объявлен «Годом махалли», в связи с чем была создана республиканская комиссия по разработке и осуществлению программы «Год махалли». Данная комиссия разработала программу мероприятий, которые необходимо было осуществлять в течение года. 7 февраля 2003 г. было опубликовано Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о программе «Год махалли».

Эта программа была направлена на осуществление следующих задач:

• укрепление роли и статуса махалли в области государственного и общественного управления, в социально-политической и экономической жизни общества;

• совершенствование действующей нормативно-правовой базы деятельности махалли, расширение ее полномочий и повышение ответственности как гражданского института;

• укрепление материальной базы махалли, развитие на ее территории предпринимательства, сферы обслуживания и торговли, создание в них новых рабочих мест;

• развитие социальной инфраструктуры махалли, благоустройство ее территории, развитие коммунального хозяйства;

• усиление оказания адресной социальной помощи со стороны махалли малообеспеченным семьям и поддержки молодых семей;

• повышение внимания к старшему поколению и заботы о нем;

• улучшение оказания медицинских и санаторно-курортных услуг населению махалли, развитие детского спорта;

• широкая пропаганда национальных ценностей, обычаев и обрядов, связанных с внедрением среди населения здорового образа жизни, соблюдением социальной справедливости, повышением роли духовно-нравственного воспитания, совершенствование деятельности по защите граждан.

В целях обеспечения выполнения программы «Год махалли» были созданы специальные фонды по развитию органов самоуправления граждан. Четко определен объем работ по развитию малого и среднего бизнеса в махаллях, а также частного предпринимательства, по созданию новых рабочих мест, по строительству новых сетей, обеспечивающих население природным газом и питьевой водой, по ремонту жилищного фонда и дорог, по благоустройству махалли, по строительству новых махаллинских гузаров и детских спортивных сооружений. Для полного осуществления программы «Год махалли» предусмотрено привлечение 375,9 млрд. сум из государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств негосударственных организаций, грантов международных организаций и кредитных средств.

В целях дальнейшего благоустройства махалли были проведены работы по благоустройству. На создание 310 махаллинских гузаров были израсходованы средства на сумму 1,7 млрд. сум. Пущены в эксплуатацию водные магистрали протяженностью в тысячи километров и магистрали природного газа протяженностью 1 322 км. За счет кредитных средств на сумму 36,2 млрд. сум в махаллях были созданы предприятия малого бизнеса и частного предпринимательства, благодаря чему появилось около 155 тысяч новых рабочих мест. Оказана благотворительная помощь на 1,2 млрд. сум.

Таким образом, впервые в истории махалля в Узбекистане превратилась в орган самоуправления граждан. На законном основании учреждены должности председателя махаллинского схода (аксакал) и ответственного секретаря. Председатели махаллинских сходов и ответственные секретари стали получать заработную плату. Оценивая деятельность органов самоуправления граждан в годы независимости, можно с уверенностью сказать, что они полностью оправдали себя как основа гражданского общества, демократический институт, который соответствует восточным и национальным ценностям в области управления обществом.

Махалля как малая родина внутри Родины играет очень большую роль в демократизации общества и осуществлении социальной справедливости.

В Узбекистане махалля стала проводником справедливости, завоевавшим доверие народа, а также механизмом социальной поддержки населения. Только страна, в которой процветают махалли, может уверенно идти вперед.

Официальные представители зарубежных стран проявляют интерес к сформированной в Узбекистане системе махалли и ближе знакомятся с ее деятельностью. Они высоко оценивают ее как основу гражданского общества.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru