После обретения
Узбекистаном государственной независимости коренным образом изменилось отношение к махалле. Реформирование системы местной власти пошло по пути
отделения органов самоуправления граждан от системы государственной власти.
Мы стремимся к построению гражданского общества. В развитии
государственности это означает передачу некоторых полномочий управления
непосредственно народу, то есть дальнейшее развитие органов
самоуправления. (И.А. Каримов. «Основные принципы общественно-политического
и экономического развития Узбекистана». Т.: «Узбекистан», 1995. Стр. 12)
В Конституции Республики Узбекистан закреплены правовые основы формирования
органов самоуправления.
В статье 105 Конституции отмечено: «Органами самоуправления в поселках,
кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов
являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его
советников».
2 сентября 1993 года был принят Закон Республики Узбекистан «Об органах
самоуправления граждан». В соответствии с ним в кишлаках и поселках
сельсоветы и поселковые советы как представительные органы государственной
власти были заменены органами самоуправления - махаллинскими комитетами.
Таким образом, органы самоуправления граждан были отделены от системы
местной власти, но их функционирование предусматривает определенную
взаимосвязь с этой системой. Правовые основы их отношений определены в
Законе «О государственной власти на местах». И те, и другие органы решают
вопросы местного значения. Областные, районные, городские Кенгаши народных
депутатов помогают развитию органов самоуправления граждан, направляют
деятельность органов самоуправления.