Решение вопросов самоуправления - неотъемлемая часть формирования гражданского общества. История Узбекистана свидетельствует о том, что в
узбекском обществе махалля - испытанная форма совместного проживания.
Слово «махалля» происходит от арабского слова «махаллун» и означает место,
где проживает население. Махалля как небольшая территориальная единица
внутри города унаследована нами от прошлого. Люди, проживающие в
определенной махалле, связаны между собой не только узами соседства, но и
внутренним распорядком, нравственно-духовными нормами, обычаями,
традициями, общими интересами и обязанностями. Если в европейских городах
люди проживают в соответствии с их социальным происхождением в
«квартале аристократов»,
в «квартале бедных»
и т. д., то в махаллях Узбекистана разные социальные слои населения
проживают бок о бок.
Совместное проживание в махалле привело к созданию системы самоуправления,
функционирующей на общественной основе. Махаллю возглавляет председатель
(аксакал), избираемый населением, проживающим на данной территории.
Облеченный доверием народа аксакал объединяет всех жителей от мала до велика
и старается решать проблемы, возникающие у них. Махаллинский аксакал и его
советники помогают своим одномахаллинцам проводить свадьбы и другие
мероприятия, связанные с определенными обычаями, обеспечивают их
необходимой бытовой утварью — посудой, самоварами, чайниками, столами и
стульями, скатертями и даже курпачой. Они стараются также разрешить семейные
разногласия, регулируют взаимоотношения между соседями, призывают к порядку
молодых людей, нарушающих правила приличия.
Такие принципы управления обществом отвечают образу жизни узбекского народа,
его духовно-культурным запросам. Махаллинские комитеты никогда не
вмешивались в государственные дела, но при советском строе слово «махалля»
было синонимом местничества, и поэтому их деятельность старались
ограничивать. Однако совсем запретить функционирование махалли не решались, так
как боялись вызвать недовольство населения. И хотя их не включали в систему
управления обществом, махаллинские комитеты благодаря своей жизнестойкости
смогли выстоять и в такое непростое время. В городе Ташкенте и в других крупных
городах республики функционировало несколько десятков, а то и сотен махаллинских
комитетов. Они выдавали населению справки с места жительства, о семейном составе и др. Махаллинский
аксакал действовал на общественных началах и не получал от государства
вознаграждения за свой труд.
Необходимо подчеркнуть и то, что в крупных городах густозаселенные жилые
кварталы с многоэтажными домами не имели статуса махалли и при них не
создавались махаллинские комитеты. Благодаря независимости с начала 1992
года таким кварталам тоже присваивали статус махалли и давали названия,
соответствующие историческим наименованиям той или иной территории. В новых
махаллях проводились сходы граждан, были избраны аксакалы махалли и
ответственные секретари.
В период бывшего Союза в кишлаках и поселках Узбекистана были созданы
представительные органы управления, которые назывались и функционировали
как сельские или поселковые советы. Эти советы не являлись самостоятельными
органами власти, они подчинялись районным или городским советам народных
депутатов, их исполнительным комитетам.