Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Значение махалли в Республике Узбекистан
 

Решение вопросов самоуправления - неотъемлемая часть формирования гражданского общества. История Узбекистана свидетельствует о том, что в узбекском обществе махалля - испытанная форма совместного проживания. Слово «махалля» происходит от арабского слова «махаллун» и означает место, где проживает население. Махалля как небольшая территориальная единица внутри города унаследована нами от прошлого. Люди, проживающие в определенной махалле, связаны между собой не только узами соседства, но и внутренним распорядком, нравственно-духовными нормами, обычаями, традициями, общими интересами и обязанностями. Если в европейских городах люди проживают в соответствии с их социальным происхождением в «квартале аристократов», в «квартале бедных» и т. д., то в махаллях Узбекистана разные социальные слои населения проживают бок о бок.

Совместное проживание в махалле привело к созданию системы самоуправления, функционирующей на общественной основе. Махаллю возглавляет председатель (аксакал), избираемый населением, проживающим на данной территории.

Облеченный доверием народа аксакал объединяет всех жителей от мала до велика и старается решать проблемы, возникающие у них. Махаллинский аксакал и его советники помогают своим одномахаллинцам проводить свадьбы и другие мероприятия, связанные с определенными обычаями, обеспечивают их необходимой бытовой утварью — посудой, самоварами, чайниками, столами и стульями, скатертями и даже курпачой. Они стараются также разрешить семейные разногласия, регулируют взаимоотношения между соседями, призывают к порядку молодых людей, нарушающих правила приличия.

Такие принципы управления обществом отвечают образу жизни узбекского народа, его духовно-культурным запросам. Махаллинские комитеты никогда не вмешивались в государственные дела, но при советском строе слово «махалля» было синонимом местничества, и поэтому их деятельность старались ограничивать. Однако совсем запретить функционирование махалли не решались, так как боялись вызвать недовольство населения. И хотя их не включали в систему управления обществом, махаллинские комитеты благодаря своей жизнестойкости смогли выстоять и в такое непростое время. В городе Ташкенте и в других крупных городах республики функционировало несколько десятков, а то и сотен махаллинских комитетов. Они выдавали населению справки с места жительства, о семейном составе и др. Махаллинский аксакал действовал на общественных началах и не получал от государства вознаграждения за свой труд.

Необходимо подчеркнуть и то, что в крупных городах густозаселенные жилые кварталы с многоэтажными домами не имели статуса махалли и при них не создавались махаллинские комитеты. Благодаря независимости с начала 1992 года таким кварталам тоже присваивали статус махалли и давали названия, соответствующие историческим наименованиям той или иной территории. В новых махаллях проводились сходы граждан, были избраны аксакалы махалли и ответственные секретари.

В период бывшего Союза в кишлаках и поселках Узбекистана были созданы представительные органы управления, которые назывались и функционировали как сельские или поселковые советы. Эти советы не являлись самостоятельными органами власти, они подчинялись районным или городским советам народных депутатов, их исполнительным комитетам.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru