Система управления в Узбекистане была подвергнута коренному реформированию. Была
создана новая система управления, позволяющая осуществить переход к рыночной
экономике и внедрить рыночные отношения. От механизма централизованного
перераспределения перешли к рыночному механизму, от жесткой ведомственности
и административного бюрократизма - к управлению и самоуправлению через
экономические факторы.
Был ликвидирован ряд государственных комитетов и министерств, составлявших
основу административно-бюрократической системы.
Вместо Государственного планового комитета было образовано Министерство
макроэкономики, которое занимается анализом, оценкой, разработкой
предложений по реформированию экономики и определением будущего
общественно-экономического развития Узбекистана.
Был ликвидирован Государственный комитет по снабжению, который являлся
монополистом в области распределениями создано Республиканское акционерное
объединение оптовой и биржевой торговли. В состав объединения вошли
Республиканская акционерная товарно-сырьевая биржа, акционерный биржевой
банк, акционерные коммерческие посреднические компании. Объединение
обеспечивает создание на рынке товарных ресурсов равных возможностей для
товаропроизводителей, потребителей и предпринимателей, оказывает им коммерческо-посреднические, торговые и
маркетинговые услуги.
Был ликвидирован Государственный комитет цен, и в составе Министерства
финансов создано специальное управление, осуществляющее работу по контролю
за ценами, недопущению монополии при их назначении, по формированию
конкурентной среды.
В республике в корне изменились финансовая и банковская системы.
Министерство финансов, наряду с формированием республиканского бюджета,
определяет государственную налоговую и финансовую политику. В банковской
системе были ликвидированы Государственный банк и его подразделения и
созданы Центральный банк, Национальный
банк внешнеэкономической деятельности, специализированные
акционерно-коммерческие банки - «Узсаноаткурилишбанк», «Пахтабанк»,
«Узжамгармабанк», «Галлабанк», «Тадбиркорбанк», «Савдогарбанк», частные и
другие банки. Повысились самостоятельность и ответственность банков за
состояние денежного обращения.
Была упорядочена система государственного контроля: созданы Государственный
налоговый и Таможенный комитеты, ликвидированы Государственный комитет
контроля и его органы на местах, взамен которых образованы инспекция по
контролю при Аппарате Президента и соответствующие инспекции в хокимиятах.
Как воплощение государственного суверенитета были образованы Министерство
иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба
национальной безопасности, Высшая аттестационная комиссия и другие
правительственные органы.
В целях углубления и координации реформ при Президенте был создан
межведомственный Совет по экономической реформе, предпринимательству и
иностранным инвестициям. Был сформирован Государственный комитет по
управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства,
который разработал программы по отчуждению и приватизации государственного
имущества. Под его контролем создаются инвестиционные фонды, фондовые
биржи, биржи недвижимости, аудиторские службы и другие рыночные структуры.
В целях налаживания отношений Узбекистана с зарубежными странами впервые в
истории республики образовано Министерство внешнеэкономических связей,
которое организует работу по анализу международного рынка товаров и услуг, разработке стратегии в сфере внешнеэкономической
деятельности, осуществлению в централизованном порядке экспортно-импортных
операций. В министерствах, ведомствах, на предприятиях были созданы отделы,
организации, фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. В
республике сформировалась единая система внешних сношений.
Отраслевые министерства Узбекистана по производству и транспорту были
преобразованы в самоокупаемые объединения, концерны, корпорации и другие
хозяйственные объединения. Была заново создана система управления в области
автомобильного транспорта и строительства.
В корне изменились структура, деятельность и методы работы министерств
высшего и среднего специального образования, народного образования,
здравоохранения, Министерства по делам культуры.
В системах туризма, транспорта, культуры, кино, телевидения, радио и
других, имеющих общенациональное значение, были созданы экономически самостоятельные национальные компании.
Таким образом, со времени обретения независимости за короткий исторический
период была создана правовая основа государства, сформированы новые органы
власти, сложилась общественно-политическая система открытого типа.