В годы независимости система государственного управления была коренным образом реформирована. Во-первых, в корне изменился статус Совета
Министров - высшего государственного органа исполнительной власти
Узбекистана, функционировавшего в период существования бывшего Союза. После
учреждения в Узбекистане 24 марта 1990 года должности Президента сама жизнь
потребовала изменения статуса исполнительной власти. 15 ноября 1990 года
вышел Указ Президента Узбекистана «Об утверждении состава Кабинета
Министров при Президенте Узбекской ССР». Согласно ему был образован Кабинет
Министров при Президенте Узбекистана, Президент стал его Председателем. В
Республике была учреждена должность
вице-президента, на которого были возложены руководство Кабинетом Министров
и организация его работы.
4 января 1992 года была ликвидирована должность вице-президента и учреждена
должность Премьер-министра Республики Узбекистан. Задачи по руководству
Кабинетом Министров и по организацию его работы были возложены на
Премьер-министра.
Важным фактором совершенствования деятельности исполнительной власти в
Узбекистане стала Конституция Республики Узбекистан. Согласно статье 98
Конституции, состав Кабинета Министров формируется Президентом Республики
Узбекистан.
Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан рассматривается и
утверждается палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В состав Кабинета
Министров входят Премьер-министр, его заместители, министры, председатели
государственных комитетов и глава правительства Республики Каракалпакстан.
Кабинет Министров является правительством Республики Узбекистан,
осуществляющим исполнительную власть.
Его задачи:
- разработка государственного бюджета, его представление в Олий
Мажлис и обеспечение его исполнения;
- представление отчета Олий Мажлису о выполнении
государственного бюджета;
- обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и
денежной политики;
- обеспечение проведения единой государственной политики в
области культуры, науки, образования, социального обеспечения, экологии;
- осуществление мероприятий по обеспечению обороноспособности
страны, государственной безопасности, проведению внешней политики;
- осуществление мероприятий по обеспечению законности,
соблюдения прав и свобод граждан, защите частной собственности и
общественного порядка, борьбе с преступностью;
- руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сфер;
- обеспечение выполнения законов Республики Узбекистан,
постановлений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений
Президента;
- издание постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения всеми
органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и
гражданами.
В процессе реформ состав Кабинета Министров все более совершенствовался и
сокращался. Если 30 марта 1990 года состав Кабинета Министров республики
представлял 41 человек, то 5 мая 1995 года - 35 человек. Олий Мажлис
второго созыва Республики Узбекистан 11 февраля 2000 года утвердил по
представлению Президента состав Кабинета Министров из 34 человек -
Премьер-министр, его первый заместитель, 8 заместителей, 15 министров и
9 председателей государственных комитетов.
Согласно Закону «О внесении поправок и дополнений в Конституцию Республики
Узбекистан», принятому на XI сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан, которая состоялась 24-25
апреля 2003 года, были внесены изменения в состав Кабинета Министров и
порядок его формирования. Вторая часть статьи 89, где говорилось, что
«Президент Республики Узбекистан одновременно является Председателем
Кабинета Министров», была исключена. В составе Кабинета Министров должность
Председателя в настоящее время отсутствует.
По представлению Президента Республики Узбекистан кандидатура
Премьер-министра сначала обсуждается в Законодательной палате, потом в
Сенате и утверждается Сенатом. Другие члены Кабинета Министров по
представлению Премьер-министра утверждаются Президентом Республики
Узбекистан. Такое положение способствует дальнейшему углублению
демократических реформ, осуществляемых в стране. Расширяются полномочия
Премьер-министра, правительства и всей системы исполнительной власти,
возрастает их ответственность.