На второй сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшейся 25
мая 2000 г., Президент Ислам Каримов выдвинул идею об образовании
двухпалатного парламента. Эта идея предусматривала дальнейшее
совершенствование деятельности парламента республики на двухпалатной основе
и соответствовала принципу поэтапного осуществления демократических реформ.
На седьмой сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
проходившей 6-7 декабря 2001 г., был обсужден вопрос об образовании
двухпалатного парламента. Сессия приняла во внимание самые важные факторы
функционирования профессионального двухпалатного парламента - формирование
корпуса из высококвалифицированных политологов, юристов, экономистов и повышение правовой культуры в обществе -
и пришла к заключению, что необходимо формировать двухпалатный парламент.
Необходимость формирования двухпалатного парламента диктуют сама жизнь и
дальнейшее укрепление институтов национальной государственности на основе
разграничения полномочий власти. Известно, что в большинстве
демократических стран парламент двухпалатный. В последние десятилетия XX
века двухпалатная система превратилась в основную тенденцию развития
парламентаризма.
Двухпалатный парламент отличается рядом положительных особенностей:
• исключается принятие несовершенных законов, преследующих
популистские цели и интересы отдельных групп;
• полнее принимаются во внимание региональные интересы страны
(областей, города Ташкента, Республики Каракалпакстан);
• повышается авторитет парламента среди институтов национальной
государственности, гармонизируются отношения между законодательной и
исполнительной властью;
• появляется возможность для улучшения качества принимаемых
парламентом законов, полного проявления воли народа;
• больше проявляется плюрализм мнений в работе парламента;
• ускоряется либерализация общества;
• создается больше возможностей для профессионализации
депутатов, формирования слоя политиков.
Олий Мажлис принял постановление о проведении 27 января 2002 года в
Республике Узбекистан референдума по вопросу формирования двухпалатного
парламента. В бюллетень для голосования был внесен вопрос: «Согласны ли Вы
с тем, чтобы Олий Мажлис Республики Узбекистан следующего созыва был
двухпалатным?»
Центральная избирательная комиссия своевременно провела организацию окружных
и участковых избирательных комиссий по проведению референдума. Участникам
референдума были созданы все возможности для свободного выражения их воли.
Референдум проходил на демократической основе, открыто и гласно, с участием
представителен широкой общественности, наблюдателей из зарубежных
государств, средств массовой информации, инициативных групп граждан. В
референдуме приняли участие 12 113 070 граждан, или 91,58% внесенных в
список голосующих (13 266 602 человек).
11 344 242 человек, или 93,65% граждан, участвовавших в голосовании по
вопросу «Согласны ли Вы на избрание Олий Мажлиса Республики Узбекистан
следующего созыва двухпалатным?», проголосовали за это предложение. Избиратели
поддержали идею создания двухпалатного парламента.
Итоги референдума продемонстрировали, с одной стороны, поддержку народом
идей построения демократического государства, открытого гражданского
общества и перехода к рыночной экономике. С другой стороны, стало ясно, что
народ с большой надеждой ждет последовательного и решительного продолжения
и дальнейшего углубления реформ.
На VIII сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
проходившей 4—5 апреля 2002 года, были приняты конституционный Закон «Об
итогах референдума и основных принципах формирования государственной
власти» и постановление «Об основных направлениях законодательной работы,
осуществляемой по итогам референдума, проведенного 27 января 2002 года».
X сессия Олий Мажлиса, проходившая 12-13 декабря 2002 года, приняла в
соответствии с волей народа конституционные законы «О Сенате Олий Мажлиса
Республики Узбекистан» и «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики
Узбекистан». 24 апреля 2003 года был принят Закон «О внесении поправок и
дополнений в Конституцию Республики Узбекистан». Данные законы,
разработанные с учетом опыта парламентаризма в развитых странах мира, на
основе ценностей и менталитета народа Узбекистана, четко определили
полномочия обеих палат будущего парламента.
Название высшего представительного органа власти Республики Узбекистан
осталось прежним - Олий Мажлис. В его составе были образованы две палаты:
верхняя - Сенат, нижняя - Законодательная палата. Срок полномочий обеих
палат - 5 лет.
В декабре 2004 г. и январе 2005 г. в стране впервые прошли выборы в
двухпалатный парламент.
В нижнюю палату по избирательным округам на многопартийной основе были
избраны 120 депутатов. В Сенат были избраны в равном количестве - по
6
человек - от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, всего
84 человека. Шестнадцать членов Сената назначаются Президентом Республики
Узбекистан из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим
опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы,
производства и других сферах государственной и общественной деятельности.
На первом заседании Законодательной палаты, проходившем 27 января 2005
года, были избраны Спикер Законодательной палаты - Э.Х. Халилов, его
заместители и руководители комитетов, образованы и зарегистрированы
фракции политических партий.
На первом заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, проходившем
27 января 2005 года, был избран председатель Сената — М. Шарифходжаев, его
заместители и председатели комитетов. Таким образом, сформировался и начал
свою деятельность двухпалатный парламент.
В результате образования двухпалатного парламента на демократической основе
были перераспределены полномочия между законодательной, исполнительной и
судебной властью. Вырос авторитет парламента в жизни общества.
Законопроекты сначала рассматриваются и принимаются Законодательной палатой,
потом рассматриваются и утверждаются Сенатом. Закон обретает юридическую
силу со дня его подписания Президентом Республики Узбекистан и публикации в
печати.
Часть полномочий Президента - назначение и освобождение дипломатических и
иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах - были
переданы Сенату.