Состоявшаяся 19-20 август 1999 г. XV сессия первого созыва Олий Мажлиса приняла по
становление о назначении выборов депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 5 декабря 1999 г.
5 декабря 1999 г. прошли выборы в Олий Мажлис второго созыва. В
66 избирательных округах, где ни один из кандидатов не смог получить
достаточного количества голосов, 19 декабря были организованы повторные
выборы. В выборах Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва
участвовали 7 субъектов - от пяти политических партий, представительных
органов власти и инициативных групп избирателей - всего
1010
кандидатов. Выборы прошли при высокой активности населения. Всего было
избрано 250 депутатов. Итоги выборов показали, что они прошли в Узбекистане
как подлинно демократические, на альтернативной основе.
На первом заседании первой сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики
Узбекистан, которое проходило 22 января
2000
г., были зарегистрированы: депутатские блоки от представительных органов
власти - 111, от инициативных групп избирателей - 16; депутатские фракции
от Народно-демократической партии — 48, от национально-демократической
партии «Фидокорлар» — 34, от партии «Ватан тараккиёти» —
20, от
социал-демократической партии «Адолат» — 11, от партии «Миллий тикланиш» —
10 человек. Этот факт свидетельствует об увеличении количества партийных
фракции и депутатских блоков, которые действуют в составе Олий Мажлиса.
Это, в свою очередь, расширило возможности для более активного
функционирования Олий Мажлиса, для выражения разных мнений и взглядов, для
более тщательной подготовки законов.
На данной сессии были образованы нижеследующие комитеты и комиссии Олий
Мажлиса Республики Узбекистан:
• Комитет по бюджету, банковской и финансовой политике;
• Комитет по законодательству и судебно-правовым вопросам;
• Комитет по международным делам и межпарламентским отношениям;
• Комитет по аграрному и водному хозяйству и производству
продуктов питания;
• Комитет по промышленности, строительству, транспорту и связи;
• Комитет по экономическим реформам и предпринимательству;
• Комитет по социальной политике и занятости;
• Комитет по науке, образованию, культуре и спорту;
• Комитет по охране природы;
• Комитет по средствам массовой информации и печати;
• Комитет по обороне и безопасности;
• Комитет демократических институтов, негосударственных
организаций и органов самоуправления граждан;
• Комиссия по работе с молодежью (постановлением III сессии
второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан, которая проходила 30-31
августа 2000 года, данная комиссия была преобразована в комитет);
• Комиссия по соблюдению регламента депутатской деятельности;
• Комиссия по проблемам семьи и женщин;
• Комиссия по нормативно-правовым терминам.
Олий Мажлис Республики Узбекистан второго созыва по своему составу и по
количеству функционирующих в нем объединенных депутатских блоков и партийных
фракций значительно обновился по сравнению с Олий Мажлисом первого созыва.
Совершенствовались суть и содержание принимаемых законов. Это явилось
результатом углубления демократических реформ, осуществляемых в нашей
стране.
Состав комитетов и комиссий Олий Мажлиса второго созыва, активное участие в
его деятельности 5 партийных фракций и 2 депутатских блоков стали
новым этапом в развитии национального парламентаризма. Образование по
инициативе Президента Ислама Каримова Комиссии по работе с молодежью,
деятельность которой была направлена на решение проблем молодежи,
составляющей более половины населения страны, и преобразование ее в
дальнейшем в Комитет по работе с молодежью повысили ответственность и
внимание парламента к этой актуальной задаче. Формирование в составе
парламента Комиссии по проблемам семьи и женщин еще больше расширило
возможности для решения проблем, связанных с укреплением семьи, в частности
с поддержкой молодых семей, подъемом их общественного статуса и улучшением
экономического положения.
Формирование в составе Олий Мажлиса Комитета демократических институтов,
негосударственных организаций и органов самоуправления граждан и его
деятельность по разработке новых законов служат ускорению процесса
обновления общественно-политической жизни.