Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Первая сессия первого созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан
 

23-24 февраля 1995 г. состоялась первая сессия первого созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На сессии Председателем Олий Мажлиса был избран Э.Х. Халилов, его заместителями — Б.И. Бугров, Б.А. Шодиева, А.К. Касымов, представителем Республики Каракалпакстан - Председатель Жокаргы Кенеса У. Аширбеков, а также образована Мандатная комиссия.

Учитывая основные направления разработки законов, были образованы 12 комитетов Олий Мажлиса:

• по бюджету, банковской и финансовой политике;

• по экономическим реформам и развитию предпринимательства;

• по законодательству и судебно-правовым вопросам;

• по международным делам и межпарламентским отношениям;

• по науке, образованию, культуре и спорту;

• по промышленности, энергетике, транспорту, связи и обслуживанию населения;

• по аграрному и водному хозяйству и производству продуктов питания;

• по охране труда и социальной защите населения;

• по охране природы;

• по строительству и жилищному хозяйству;

• по средствам массовой информации и печати;

• по обороне и безопасности.

Парламент Узбекистана зарегистрировал на сессии депутатский блок из 120 человек, избранных от представительных органов власти, фракцию Народно-демократической партии в составе 69 депутатов, фракцию социал-демократической партии «Адолат» в составе 47 депутатов, фракцию партии «Ватан тараккиёти» из 14 депутатов. В деятельности Олий Мажлиса утверждался принцип многопартийности.

Решением Олий Мажлиса был внедрен институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) и принято постановление об образовании при Омбудсмане комиссии по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. На сессии был принят Закон «О статусе депутата Олий Мажлиса Республики Узбекистан», под руководством Председателя Олий Мажлиса было принято «Положение о комитетах и комиссиях Олий Мажлиса». Для организации работы парламента был образован Президиум Олий Мажлиса во главе с его Председателем, в состав которого вошли заместители Председателя Олий Мажлиса, председатели комитетов и мандатной комиссии, руководители депутатских блоков и фракций.

Принятые на сессии законы и постановления дали возможность организовать деятельность парламента на уровне требований времени.

Одним словом, после обретения Узбекистаном независимости был образован один из важнейших институтов государственной власти - национальный парламент.

Структура Олий Мажлиса Республики Узбекистан (1995—2004 гг.)
Структура Олий Мажлиса Республики Узбекистан (1995—2004 гг.)

 

Олий Мажлис Республики Узбекистан по принципам формирования, организации деятельности, по сути и содержанию функционирования является новым, современным парламентом и в корне отличается от прежнего Верховного Совета.

Во-первых, Верховный Совет республики до обретения независимости, хотя официально считался высшим органом государственной власти, не был самостоятельным в издании законов и только адаптировал принятые Центром законы к условиям Узбекистана. А Олий Мажлис является высшим представительным органом независимого государства Узбекистан и самостоятельно осуществляет законодательную власть. Деятельность Олий Мажлиса предусматривает сотрудничество с парламентами зарубежных государств.

Во-вторых, избиравшийся в Верховный Совет один-единственный кандидат был рекомендован органами власти. А выборы депутатов в Олий Мажлис проходят на альтернативной и многопартийной основе. Олий Мажлис формировался на основе общепризнанных демократических принципов создания органов представительной власти.

В-третьих, в процессе формирования Верховного Совета заранее определялось количество мест для рабочих, крестьян и интеллигенции. При организации выборов в Олий Мажлис классовый принцип был признан антидемократическим. Депутаты Олий Мажлиса избираются на альтернативной основе из кандидатов, являющихся представителями разных партий и движений. Граждане республики получили возможность голосовать, принимая во внимание не социальное происхождение депутатов, а их работоспособность и содержание их предвыборных программ.

В-четвертых, до обретения независимости Верховный Совет не мог функционировать как профессиональный парламент. Его задачи выполняли только постоянно работающие депутаты, избранные в Президиум Верховного Совета. В Олий Мажлисе часть депутатов работает на постоянной (профессиональной) основе, а большинство из них совмещают прежние служебные обязанности с депутатскими полномочиями. Депутаты Олий Мажлиса поддерживают тесную связь со своими избирателями, тогда как раньше этому уделялось мало внимания. Депутаты информируют избирателей о том, какие законы обсуждаются и принимаются в Олий Мажлисе, они решают вместе с населением актуальные задачи. Средства массовой информации республики регулярно знакомят население с деятельностью Олий Мажлиса. Эти меры способствуют совершенствованию правовой культуры, росту политической зрелости народа, непреклонному осуществлению реформ, обеспечению социально-политической стабильности в обществе.

Здание Олий Мажлиса
Здание Олий Мажлиса

 

На сессиях Олий Мажлиса присутствуют представители дипломатических ведомств зарубежных стран, международных организаций, прошедшие аккредитацию в Узбекистане журналисты зарубежных средств массовой информации.

В годы независимости были установлены связи Олий Мажлиса с парламентами других стран мира. Была образована Национальная парламентская группа Узбекистана, налажены связи республики с Межпарламентским Союзом, с Парламентской Ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европарламентом.

Олий Мажлис разработал «Программу деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 1996—1999 годы», при нем был создан Институт мониторинга действующих законодательных актов. Эти мероприятия помогли охватить все основные направления деятельности Олий Мажлиса, поднять на новый уровень законодательство. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), учрежденный на первой сессии парламента Узбекистана, был внедрен на основе изучения международной практики и осуществляет свою деятельность согласно Положению, утвержденному Президиумом Олий Мажлиса. Функционирует также специальная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, образованная в 1995 году при Уполномоченном Олий Мажлиса. Принятый 24 апреля 1997 года на восьмой сессии парламента Закон «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмане) при Олий Мажлисе» является одним из важнейших документов. Он служит правовому обеспечению защиты личных прав и свобод человека, социальных прав граждан.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru