В годы независимости в Узбекистане были проведены глубокие
политические реформы, направленные на укрепление независимости, построение
демократического государства и гражданского общества. Для того чтобы
осознать объем работы по коренному изменению политической жизни, нужно еще
раз вспомнить, какое политическое наследие осталось от бывшего Союза, от
старой деспотической системы.
Узбекистан в течение последних 130 лет испытывал
колониальный гнет и находился в политической зависимости. Народ был
лишен права самостоятельно определять свою судьбу, выбирать свой путь
развития. Национальная государственность отрицалась, и страна, вопреки
желанию и воле народа, была превращена в административно-территориальную
единицу бывшего Союза. Народ был лишен права выбирать своего руководителя.
Глава государства, члены правительства, руководители министерств и ведомств
и даже областные руководители тоже назначались Центром и были полностью
подчинены ему. Даже самые простые вопросы социально-экономической и
культурной жизни тоже не решались без одобрения Центра, а те, кто пытался
проявить самостоятельность в своей деятельности, подвергались
преследованиям.
Бывший Союз представлял собой тоталитарную систему,
фундамент которой опирался на командно-административные методы управления и
идеологическое давление, а народ был превращен в бессловесную, подчиняющуюся
толпу.
Независимость дала возможность народу взять собственную
судьбу в свои руки, возродить национальную государственность, построить
демократическое правовое государство, вести самостоятельную внутреннюю и
внешнюю политику. Независимость обеспечила свободный демократический выбор
народом главы государства и представительных органов власти.
Благодаря возможностям, предоставленным независимостью, в
нашей стране осуществляются глубокие, широкомасштабные политические
реформы, которые служат интересам мира и обеспечения благосостояния
человека, формированию открытого общества.
В своей работе «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса»
Президент Ислам Каримов так характеризует политический и государственный
строй обновленного общества:
«Необходимо сформировать национальную государственность на основе
разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, в
корне улучшить политическую систему общества, четко определить полномочия и
задачи республиканской и местной власти, создать справедливое и гуманное
законодательство». (И.А. Каримов. «Узбекистан: свой
путь обновления и прогресса». Т.: «Узбекистан», 1992. Стр. 16)
Формирование высшего государственного представительного органа Узбекистана
- парламента опиралось на общепризнанные мировые правовые стандарты и опыт
развитых государств.
Слово «парламент» (франц. раг1ег — «говорить») означает место официального
разговора. Парламент является высшим представительным органом власти и
осуществляет законодательную власть. Он состоит из определенного законом
числа депутатов, избираемых гражданами на многопартийной основе по
территориальным избирательным округам.
История парламента измеряется веками. Идея парламентаризма воплотилась в
виде народных собраний в Риме на пороге 1-го тысячелетия христианского
летосчисления и прошла еще несколько этапов развития в Англии, Франции и
Испании, прежде чем подняться до уровня государственной власти. Парламент
начинается с «Великой Хартии вольностей», принятой в Англии в 1215 году и в
1265 году учрежденной в качестве представительского органа государственной
власти. В XVII- XVIII вв. парламент создается и в других странах, но под
разными названиями. В современных США и странах Латинской Америки - это
Конгресс, в Великобритании - Парламент, в Финляндии и Польше - Сейм, в
Германии - Бундестаг, в Узбекистане - Олий Мажлис и т. д.
Во время провозглашения независимости Узбекистана функционировал Верховный
Совет - законодательный орган власти, избранный в феврале 1990 года.
Узбекистан, следуя по пути поэтапного осуществления демократических
реформ, не распустил сразу Верховный Совет. Он действовал в период 1990-1994
гг. в качестве законодательного органа власти.
Развитие независимого Узбекистана начиналось в кругу законов, оставшихся по
наследству от бывшей союзной системы. И поэтому Верховный Совет Узбекистана
шел по пути создания новой законодательной системы, направленной на
правовое закрепление независимости, осуществление демократических реформ, и
шаг за шагом формировал ее. Верховный Совет впервые в истории нашей страны
избрал Президента Узбекистана, разработал и принял Декларацию о
суверенитете, конституционный закон об основах государственной независимости
Узбекистана и другие важнейшие акты. В 1990-1994 гг. Верховный Совет принял
около 200 законов и более 500 постановлений.
В Конституции Республики Узбекистан закреплены правовые основы формирования
нового парламента, деятельность которого опирается на демократические
принципы. Статья 76 Конституции гласит: «Высшим государственным
представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан,
осуществляющий законодательную власть». В соответствии с Конституцией в
Узбекистане началось формирование однопалатного парламента - Олий Мажлиса.