Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
«Узбекская модель» национального развития
 

На первоначальном, наиболее сложном и ответственном, этапе независимости, когда решалась судьба республики и нации, Президент Ислам Каримов, опираясь на свой опыт, на уроки, полученные в результате жизненных испытаний, на свою дальновидность и умение подойти к каждому событию с научной точки зрения, возглавил разработку направлений собственного пути развития Узбекистана.

Ислам Каримов всесторонне и конкретно обосновал путь развития Узбекистана в своей программной речи на внеочередной IX сессии двенадцатого созыва Верховного Совета Республики Узбекистан (4 января 1992 г.) и в своей работе «Узбекистан: собственный путь развития», изданной в августе 1992 года.

На какие условия и основания опирается этот путь?

Путь Узбекистана, во-первых, был разработан с опорой на опыт государств, получивших развитие на основе рыночной экономики. Эго означает не слепое копирование чьего- либо пути развития, а использование всего положительного, приемлемого для нас и рационального опыта, который был приобретен в процессе развития других государств и который можно было бы применить в условиях нашей страны.

Во-вторых, развитие эволюционным путем, без революционных скачков и социальных потрясений - основное содержание избранного пути.

В-третьих, путь развития Узбекистана опирается на менталитет узбекского народа, практику нашей государственности, национальные духовные ценности, принадлежность к восточной культуре, социальное сотрудничество, патриотизм, межнациональное согласие и т. д.

В-четвертых, при определении своего пути учитывалось место исламской религии в духовной жизни общества, ее значение в расширении связей с мусульманскими государствами.

В-пятых, при выборе нового пути за основу были взяты геостратегическое положение, экономический потенциал, климатические условия, природные ресурсы в период независимости Узбекистана.

В-шестых, были учтены своеобразие демографической обстановки в республике, быстрый рост населения и трудовых ресурсов.

В-седьмых, были учтены общественное сознание, мировоззрение людей. За годы советской власти в сознании людей укоренилось иждивенчество, небрежное отношение к собственности, что приводило к мысли: «Можно и не работая жить припеваючи, государство обязательно накормит». Следовало учесть, что все это нельзя изменить быстро.

С первых же дней независимости главной целью стало построение действительно независимого государства, свободного от всяких «измов», справедливого общества. Основные направления внутренней и внешней политики государства определялись исходя из этой главной цели.

«Узбекистан — государство великого будущего. Это суверенное, демократическое, правовое государство. Это государство, основанное на принципах гуманизма, обеспечивающее права и свободы граждан, независимо от национальности, вероисповедания, социального положения и политических убеждений. Источником государственной власти является народ. Его воля определяет политику государства». (И.А. Каримов. «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса». — Т.: «Узбекистан», 1992. Том 1, стр. 43)

Политика Узбекистана как государства с великим будущим направлена на построение свободного общества, обеспечение благополучия граждан. Глава нашего государства наметил в своей работе задачи реформирования и коренного обновления политического и государственного устройства, гарантирующего человеку свободный выбор политического, экономического и социального образа жизни.

В политической сфере это означает:

- утверждение подлинно демократических принципов, соответствующих интересам народа, реализацию возможностей для осуществления им государственной власти как непосредственно, так и через своих представителей;

- построение национальной государственности на основе разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей, коренное обновление политической системы общества, структуры государственных органов, четкое разграничение полномочии республиканской и местной власти, создание справедливого законодательства;

- формирование правового государства, гарантирующего юридическое равенство всех граждан перед законом и его преимущество, защита интересов общества и безопасность населения;

- реализация гуманного принципа, согласно которому каждый человек, родившийся в Узбекистане, живущий и работающий на этой земле, независимо от его национальной принадлежности и убеждений, достоин быть равноправным гражданином республики;

- защита интересов и прав национальных меньшинств, гарантированное обеспечение сохранения и развития их культуры, языка, национальных обычаев и традиций;

- отказ от монополии одной идеологии, одного мировоззрения, признание многообразия политических институтов, идеологии и мнении;

- формирование на практике многопартийности как необходимой составляющей подлинной демократии.

В экономической сфере:

- создание сильной, устойчивой и быстро развивающейся экономики, которая будет обеспечивать рост национального богатства и достойные условия жизни и деятельности людей;

- поэтапное формирование социально ориентированной рыночной экономики, развитие инициативы и предпринимательства;

- обеспечение государственной защиты прав собственников и утверждение равноправия всех форм собственности;

- децентрализация и демонополизация экономики, расширение самостоятельности предприятий и организаций, отказ от вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

- осуществление прав на труд, отдых, конституционную защиту от безработицы;

- контроль над использованием природных ресурсов, соблюдение экологического равновесия.

В социальной и духовной сфере:

- приверженность общечеловеческим ценностям, гуманистическим идеям, утверждение норм международного права, касающихся жизни человека, его личной неприкосновенности, свободы, достоинства, выбора места жительства и др.;

- возрождение духовности и нравственности, воспитание у граждан чувства патриотизма; восстановление и охрана исторических и архитектурных памятников;

- развитие узбекского языка, полная реализация его государственного статуса;

- утверждение принципов свободы мысли, совести и религии;

- реализация принципов социальной справедливости, обеспечение гарантированных государством прав на социальную защиту самых незащищенных слоев населения — престарелых, инвалидов, сирот, многодетных семей, учащейся молодежи;

- предоставление качественного медицинского обслуживания;

- разработка и осуществление концепции нового демократического образования, обеспечение всем равных прав в получении общего образования, в свободном выборе профессии и прохождении специальной подготовки;

- развитие всех видов творчества, создание необходимых условий для проявления способностей и талантов людей, защита духовного богатства.

Ключом к построению такого государства являются обеспечение спокойствия граждан и межнационального согласия, установление законности и правопорядка.

«Закон — это и оружие, и защита, и глаза, и слово правового государства. Никто не имеет права нарушить закон» (И.А. Каримов. Из выступления на сессии Верховного Совета Республики Узбекистан 4 января 1992 года)

Своеобразие собственного пути развития Узбекистана наполнялось новым содержанием и в последующих произведениях, докладах и речах Ислама Каримова.

Ислам Каримов в своей работе под названием «Узбекистан - своеобразный путь перехода к рыночным отношениям», изданной в 1993 году, обосновал пять принципов построения нового государства:

1. Деидеологизация экономики, приоритет экономики над политикой, развитие экономики согласно внутренним законам.

2. Государство — главный реформатор, инициатор экономических преобразований.

3. Верховенство закона, равноправие всех перед законом, законопослушание.

4. Реализация сильной социальной политики на всех этапах перехода к рыночной экономике, приоритет социальной защиты нуждающихся слоев населения.

5. Поэтапный и неуклонный переход к рыночной экономике, осуществление реформ без «революционных» скачков.

Таким образом, своеобразный путь развития Узбекистана был четко определен и теоретически, и практически. «Узбекская модель» развития, не повторив ни одной уже существующей модели, по своей сути и содержанию является абсолютно новой. Этот путь и у нас в народе, и на международной арене был воспринят как «узбекская модель».

Избранный путь не был легким делом, он потребовал от нашего народа настойчивости в осуществлении огромной созидательной работы. Всем, начиная от представителей власти и до самых простых граждан, было понятно, что нельзя одним махом, сразу построить новое общество. Не допуская поспешности, необходимо было последовательно провести широкомасштабные политические, экономические и духовно-культурные реформы.

Четкая разработка пути развития Узбекистана с теоретической, научной и практической стороны - это самое большое наше достижение. Правильность избранного пути признали и наш народ, и влиятельные государственные деятели в мире, и политики, и ученые-экономисты.

Руководитель нашего государства И. Каримов явился творцом этих широкомасштабных реформ и возглавил их претворение в жизнь. В течение прошедших 15 лет, озаренных лучами независимости, пройдя по пути политических, экономических и духовно-культурных реформ, по пути обновления, мы добились больших побед.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru