На первоначальном, наиболее сложном и ответственном, этапе независимости, когда
решалась судьба республики и нации, Президент Ислам Каримов, опираясь на свой
опыт, на уроки, полученные в результате жизненных испытаний, на свою
дальновидность и умение подойти к каждому событию с научной точки зрения,
возглавил разработку направлений собственного пути развития Узбекистана.
Ислам Каримов всесторонне и конкретно обосновал путь развития Узбекистана в
своей программной речи на внеочередной IX сессии двенадцатого созыва
Верховного Совета Республики Узбекистан (4 января 1992 г.) и в своей работе
«Узбекистан: собственный путь развития», изданной в августе 1992 года.
На какие условия и основания опирается этот путь?
Путь Узбекистана,
во-первых, был разработан с опорой на опыт государств,
получивших развитие на основе рыночной экономики. Это означает не слепое
копирование чьего- либо пути развития, а использование всего положительного,
приемлемого для нас и рационального опыта, который был приобретен в процессе
развития других государств и который можно было бы применить в условиях
нашей страны.
Во-вторых, развитие эволюционным путем, без революционных скачков и социальных
потрясений - основное содержание избранного пути.
В-третьих, путь развития Узбекистана опирается на менталитет узбекского народа,
практику нашей государственности, национальные духовные ценности,
принадлежность к восточной культуре, социальное сотрудничество,
патриотизм, межнациональное согласие и т.д.
В-четвертых, при определении своего пути учитывалось место исламской религии в
духовной жизни общества, ее значение в расширении связей с мусульманскими
государствами.
В-пятых,
при выборе нового пути за основу были взяты геостратегическое положение,
экономический потенциал, климатические условия, природные ресурсы в период
независимости Узбекистана.
В-шестых, были учтены своеобразие демографической обстановки в республике,
быстрый рост населения и трудовых ресурсов.
В-седьмых, были учтены общественное сознание, мировоззрение людей. За годы
советской власти в сознании людей укоренилось иждивенчество, небрежное
отношение к собственности, что приводило к мысли: «Можно и не работая жить
припеваючи, государство обязательно накормит». Следовало учесть, что все это
нельзя изменить быстро.
С первых же дней независимости главной целью стало построение действительно
независимого государства, свободного от всяких «измов», справедливого
общества. Основные направления внутренней и внешней политики государства
определялись исходя из этой главной цели.
«Узбекистан — государство великого будущего. Это суверенное, демократическое, правовое
государство. Это государство, основанное на принципах гуманизма,
обеспечивающее права и свободы граждан, независимо от национальности,
вероисповедания, социального положения и политических убеждений. Источником государственной власти является народ. Его воля определяет
политику государства». (И.А. Каримов. «Узбекистан: свой путь обновления и
прогресса». — Т.: «Узбекистан», 1992. Том 1, стр. 43)
Политика Узбекистана как государства с великим будущим направлена на
построение свободного общества, обеспечение благополучия граждан. Глава
нашего государства наметил в своей работе задачи реформирования и коренного
обновления политического и государственного устройства, гарантирующего
человеку свободный выбор политического, экономического и социального образа
жизни.
В политической сфере это означает:
- утверждение подлинно демократических принципов,
соответствующих интересам народа, реализацию возможностей для осуществления
им государственной власти как непосредственно, так и через своих
представителей;
- построение национальной государственности на основе
разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей,
коренное обновление политической системы общества, структуры государственных
органов, четкое разграничение полномочии республиканской и местной власти,
создание справедливого законодательства;
- формирование правового государства, гарантирующего
юридическое равенство всех граждан перед законом и его преимущество, защита
интересов общества и безопасность населения;
- реализация гуманного принципа, согласно которому каждый
человек, родившийся в Узбекистане, живущий и работающий на этой земле,
независимо от его национальной принадлежности и убеждений, достоин быть
равноправным гражданином республики;
- защита интересов и прав национальных меньшинств,
гарантированное обеспечение сохранения и развития их культуры, языка,
национальных обычаев и традиций;
- отказ от монополии одной идеологии, одного мировоззрения, признание
многообразия политических институтов, идеологии и мнении;
- формирование на практике многопартийности как необходимой составляющей
подлинной демократии.
В
экономической сфере:
- создание сильной, устойчивой и быстро развивающейся экономики,
которая будет обеспечивать рост национального богатства и достойные условия
жизни и деятельности людей;
- поэтапное формирование социально ориентированной рыночной
экономики, развитие инициативы и предпринимательства;
- обеспечение государственной защиты прав собственников и
утверждение равноправия всех форм собственности;
- децентрализация и демонополизация экономики, расширение
самостоятельности предприятий и организаций, отказ от вмешательства
государства в хозяйственную деятельность;
- осуществление прав на труд, отдых, конституционную защиту от
безработицы;
- контроль над использованием природных ресурсов, соблюдение
экологического равновесия.
В социальной и духовной сфере:
- приверженность общечеловеческим ценностям, гуманистическим
идеям, утверждение норм международного права, касающихся жизни человека,
его личной неприкосновенности, свободы, достоинства, выбора места
жительства и др.;
- возрождение духовности и нравственности, воспитание у граждан
чувства патриотизма; восстановление и охрана исторических и архитектурных
памятников;
- развитие узбекского языка, полная реализация его
государственного статуса;
- утверждение принципов свободы мысли, совести и религии;
- реализация принципов социальной справедливости, обеспечение
гарантированных государством прав на социальную защиту самых незащищенных
слоев населения — престарелых, инвалидов, сирот, многодетных семей,
учащейся молодежи;
- предоставление качественного медицинского обслуживания;
- разработка и осуществление концепции нового демократического
образования, обеспечение всем равных прав в получении общего образования, в
свободном выборе профессии и прохождении специальной подготовки;
- развитие всех видов творчества, создание необходимых условий
для проявления способностей и талантов людей, защита духовного богатства.
Ключом к построению такого государства являются обеспечение спокойствия
граждан и межнационального согласия, установление законности и правопорядка.
«Закон — это и оружие, и защита, и
глаза, и слово правового государства. Никто не имеет права нарушить закон» (И.А. Каримов. Из выступления на сессии Верховного Совета
Республики Узбекистан 4 января 1992 года)
Своеобразие собственного пути развития Узбекистана наполнялось новым
содержанием и в последующих произведениях, докладах и речах Ислама
Каримова.
Ислам Каримов в своей работе под названием «Узбекистан - своеобразный путь
перехода к рыночным отношениям», изданной в 1993 году, обосновал пять
принципов построения нового государства:
1. Деидеологизация экономики, приоритет экономики над
политикой, развитие экономики согласно внутренним законам.
2. Государство — главный реформатор, инициатор экономических
преобразований.
3. Верховенство закона, равноправие всех перед законом,
законопослушание.
4. Реализация сильной социальной политики на всех этапах
перехода к рыночной экономике, приоритет социальной защиты нуждающихся
слоев населения.
5. Поэтапный и неуклонный переход к рыночной экономике,
осуществление реформ без «революционных» скачков.
Таким образом, своеобразный путь развития Узбекистана был четко определен и
теоретически, и практически. «Узбекская модель» развития, не повторив ни
одной уже существующей модели, по своей сути и содержанию является
абсолютно новой. Этот путь и у нас в народе, и на международной арене был
воспринят как «узбекская модель».
Избранный путь не был легким делом, он потребовал от нашего народа
настойчивости в осуществлении огромной созидательной работы. Всем, начиная
от представителей власти и до самых простых граждан, было понятно, что
нельзя одним махом, сразу построить новое общество. Не допуская
поспешности, необходимо было последовательно провести широкомасштабные
политические, экономические и духовно-культурные реформы.
Четкая разработка пути развития Узбекистана с теоретической, научной и
практической стороны - это самое большое наше достижение. Правильность
избранного пути признали и наш народ, и влиятельные государственные деятели
в мире, и политики, и ученые-экономисты.
Руководитель нашего государства И. Каримов явился творцом этих
широкомасштабных реформ и возглавил их претворение в жизнь. В течение
прошедших 15 лет, озаренных лучами независимости, пройдя по пути
политических, экономических и духовно-культурных реформ, по пути
обновления, мы добились больших побед.