Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Отношение Узбекистана к новому Союзному договору
 

Республики, входившие в бывший  Союз, хотя и признавались официально равноправными и суверенными, по существу оставались зависимыми. Они не могли владеть своей землей, водами, лесами и недрами, многими предприятиями. В конце 80-х - начале 90-х годов большинство республик начало выдвигать требования об изменении существующего положения. Глава Узбекистана И.А. Каримов в речи на Пленуме ЦК КПСС, проходившем 20 сентября 1989 года, высказал свое мнение о необходимости разработки нового договора, предусматривающего четкое разграничение полномочий между республиками и Союзом: «Мы за четкое разграничение полномочий между Центром и республиками и за всестороннее укрепление независимости последних».

Но центральная власть не хотела принимать во внимание предложения и требования о предоставлении республикам свободы. Несмотря на упорное противодействие Центра, под влиянием общественности республик усиливалось движение за отделение. Весной 1990 года прибалтийские республики - Латвия, Литва и Эстония, немного позже - Грузия и Азербайджан объявили о выходе из состава Союза.

Более 60 миллионов человек, проживавших вне своих национально-государственных образований, столкнулись с рядом этнических проблем.

Парламенты России, Украины, Белоруссии приняли Декларации о государственном суверенитете. Вслед за союзными республиками декларации о суверенитете приняли и автономные республики, входящие в РСФСР. В центре и на местах активизировались дискуссии по поводу того, чему отдавать приоритет - Конституции и законам СССР или конституциям и законам республик. Если в Центре утверждался тезис «сильный центр - сильные республики», то на местах говорили наоборот: «сильные республики - сильный центр».

Центральная власть под давлением общественности была вынуждена признать необходимость обновления Союзного договора. Верховный Совет СССР создал специальную комиссию по его разработке. В июле 1990 года в Москве представители Центра и республик приступили к подготовке текста нового договора. В августе 1990 года была разработана программа обновления Союза.

В программе подчеркивалось, что республики имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться всеми национальными богатствами на своей территории. Но такой подход к договору не устраивал Центр. Верховный Совет СССР не принял данную программу и предложил новый проект договора, который игнорировал интересы республик. Республики, в том числе и Узбекистан, не приняли проект Центра. Таким образом, первый этап создания проекта договора закончился безрезультатно.

В феврале-марте 1991 года проходил второй этап работы над проектом Союзного договора. В нем уже не участвовали представители прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы, а Азербайджан присутствовал в качестве наблюдателя. На этом этапе была предпринята попытка разграничить полномочия Союза и республик. Проект нового договора был опубликован в прессе и обсуждался в республиках. Республики, в том числе и Узбекистан, выразили свою неудовлетворенность этим документом, который был пропитан стремлением центральных органов сохранить свои прежние властные полномочия.

Для выяснения мнения народа об обновлении Союзного договора и преобразовании СССР в федерацию равноправных суверенных республик Верховный Совет СССР 17 марта 1991 года решил провести Всесоюзный референдум.

20 февраля 1991 года Президиум Верховного Совета Узбекистана одобрил решение о проведении референдума, и к бюллетеню, предложенному Верховным Советом СССР, присоединил еще один бюллетень. 

В этом дополнительном бюллетене стоял вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что в обновленный Союз (Федерацию) Узбекистан войдет в качестве равноправной республики?». 93% избирателей, участвовавших в голосовании по этому вопросу, ответили: «Да». Значит, узбекистанцы проголосовали за вхождение своей страны как независимого государства в состав Федерации, за развитие Узбекистана как суверенной республики.

Опираясь на результаты референдума, руководство Узбекистана отклонило проект договора, не предусматривавшего предоставления полной независимости республикам. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов и своей речи и» IV пленуме, проходившем 12 марта 1991 годи» сказал: «Был упущен самый удобный момент для подписания Союзного договора. Никто не услышал голосов людей, поднявших этот вопрос два года назад. Центр упорно цеплялся за договор 1922 года и, не прислушиваясь к разумным предложениям, все время затягивал дело». Сама жизнь полностью доказала правильность этих слов.

В апреле 1991 года в Киеве состоялась встреча руководителей Украины, России, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана. На ней были разработаны пути подхода к принятию Союзного договора, соответствующего интересам независимых республик, и было подписано соответствующее коммюнике. Киргизия, Таджикистан и Туркмения также подписали этот акт. Центр вынужден был уступить.

В апреле 1991 года в Ново-Огареве состоялась встреча Президента СССР М.С. Горбачева с руководством 9 республик. Ее участниками было подписано «Совместное заявление о неотложных мерах по стабилизации обстановки и преодолению кризиса в стране». Этот документ получил название «9+1» (9 республик + Центр). Его содержание свидетельствует о том, что Центр, наконец, согласился с предложением, высказанным в Киеве..

3 июня 1991 года в Ново-Огареве состоялась встреча между представителями Верховного Совета СССР и руководителями республик, на которой состоялась серьезная дискуссия об имуществе, о языке и о порядке утверждения нового договора. Президент Узбекистана И.А. Каримов остро поставил вопрос о том, что разделение полномочий между Центром и республиками никого не удовлетворяет, и подверг жесткой критике позицию тех, кто пытался провести точку зрения Центра. На этой встрече был разработан проект договора «О Союзе Независимых Государств», где в основном были учтены мнения всех его участников. Проект был отправлен на обсуждение Верховными Советами всех республик.

В Верховном Совете Узбекистана данный проект договора обсуждался 14 июня 1991 года. На этом обсуждении было заявлено, что Верховный Совет Узбекистана - сторонник создания Союза Независимых Государств на федеративной основе. Вместе с тем было выдвинуто предложение о дальнейшем расширении полномочий республик.

В конце июля 1991 года в Ново-Огареве вновь состоялась встреча представителей Центра и руководителей республик. На ней был окончательно подготовлен проект договора «О Союзе Независимых Государств», удовлетворявший и Центр, и руководителей республик. И хотя все республики пришли к согласию, подписание договора было отложено на 20 августа 1991 года. Президент СССР М.С. Горбачев уехал на отдых в Форос (Крым). Те, кто все еще пытался сохранить центральную власть и не предоставлять независимость республикам, получили шанс осуществить свои намерения.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru