С первых же дней независимости остро стояли вопросы определения
внешнеполитического курса, соответствующего национальным интересам
Узбекистана, его вхождения в мировое сообщество, установления политических,
дипломатических, экономических, научно-технических и культурных связей.
Укрепление независимости государства, его безопасность и стабильное
развитие во многом зависели от решения этих задач. Сложность состояла в том,
что в период существования бывшего Союза внешняя политика, установление
связей с внешним миром, организация внешней торговли проводились центральной
властью. А республики, в том числе и Узбекистан, были отрезаны от внешнего мира и не могли напрямую устанавливать связи с ним. Поэтому
Узбекистан не имел опыта ведения внешней политики, не располагал кадрами
в области мировой дипломатии и внешнеэкономической деятельности. В
республике не было ни одного учебного заведения, которое готовило бы такие
кадры. Обстоятельства требовали немедленного установления
внешнеполитических и внешнеэкономических связей. Руководству Узбекистана
пришлось самому начинать многогранную работу в этой области.
Президент Ислам Каримов в своей книге «Узбекистан: свой путь обновления и
прогресса» и других определил нормы проведения самостоятельной внешней
политики. В статье 17 Конституции Республики Узбекистан конкретно
установлены основные положения внешней политики страны. Были приняты законы,
упорядочивающие внешнеполитические и внешнеэкономические связи республики.
В их числе законы «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности
Республики Узбекистан», «О гарантиях иностранных инвестиций и деятельности
иностранных инвесторов», «О внешнеэкономической деятельности» и другие
законы и нормативные акты. Они создали правовые гарантии для проведения
активного и широкомасштабного сотрудничества.
Преимущество международно-правовых норм перед внутренними законами
государства нашло свое отражение в законодательстве республики. Во-первых,
законы республики всегда опираются на международно-правовые нормы.
Во-вторых, страна приняла на себя все обязанности, гарантирующие
выполнение международных норм.
Были сформированы министерства и учреждения, обеспечивающие внешние связи. В
их числе Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических
связей, Национальный банк внешнеэкономической деятельности,
специализированные фирмы внешней торговли. В Университете мировой экономики
и дипломатии, в Академии государственного и общественного строительства
при Президенте Республики Узбекистан и других учебных заведениях налажена
подготовка кадров специалистов в области внешнеполитической и
внешнеэкономической деятельности.