29 августа 1997 г. на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан был принят новый
Закон «Об образовании» и «Национальная программа по подготовке кадров». В них были обозначены следующие принципы государственной политики в сфере образования:
• гуманность и демократичность образования и воспитания;
• непрерывность и последовательность образования;
• обязательность среднего общего, в том числе специального,
профессионального образования;
• добровольность выбора направления среднего специального,
профессионального образования - выбора обучения в академическом лицее или
профессиональном колледже;
• светский характер системы образования;
• доступность для всех получения образования в рамках
государственных стандартов;
• единый и дифференцированный подход к выбору образовательной
программы;
• поощрение знаний и таланта;
• гармоничное сочетание государственного и общественного
управления с системой образования.
Определено, что в Республике Узбекистан образование
осуществляется в следующих видах:
• дошкольное образование;
• общее среднее образование;
• среднее техническое, профессиональное образование;
• высшее образование;
• послевузовское образование;
• повышение квалификации и переподготовка кадров;
• внешкольное образование.
Цель Национальной программы по подготовке кадров заключается
в коренном реформировании сферы образования, ее избавлении от
идеологических штампов прошлого, создании Национальной модели подготовки
квалифицированных кадров, отвечающей требованиям мирового уровня, высоким
духовным и моральным требованиям.
Национальная модель подготовки кадров в Узбекистане
Как предусмотрено Национальной программой по подготовке кадров,
осуществление реформ в сфере образования проводится в три этапа параллельно
с поэтапными реформами в других сферах жизни республики.
На первом этапе (1997-2001 гг.) в целях реформирования и развития системы
образования на основе сохранения положительных особенностей существующей
системы подготовки кадров осуществляются задачи по созданию необходимой
правовой, кадровой, научно-методической и материальной базы.
На втором этапе (2001-2005 гг.) Национальная программа полностью
воплощается и корректируется с учетом развития рынка труда и реального
социально-экономического положения.
На третьем этапе (2005 и последующие годы) на основе анализа и обобщения
опыта, а также учета социально-экономического развития страны система
подготовки кадров совершенствуется.