На основании Закона Республики Узбекистан «Об образовании», принятого
2 июля 1992 г., и более 30 указов Президента и постановлений Кабинета Министров, принятых в
1991—1996 гг., был осуществлен ряд реформ в сфере образования.
• В сфере дошкольного образования появились домашние детские
сады и сформировался комплекс «детский сад - школа».
Создано более 800 групп, обучающих детей иностранным языкам, хореографии,
изобразительному искусству и музыке, основам компьютерной грамотности.
• Получили развитие школы и общеобразовательные учебные
заведения нового типа. В 1992—1996 гг. открылось 238 лицеев и 136 гимназий.
• Разработаны и стали внедряться в сферу образования программы
«За здоровое поколение», «Экономическое образование», «Сельская школа»,
«Восстановление детей с дефектами развития».
• С учетом территориальных особенностей формирования рынка
труда, в первую очередь рынка труда в сельской местности, осуществлены
работы по реформированию сферы профессионально-технического образования. В
этой области работает 442 учебных заведения, охватывающих всего 221 тыс.
человек, в том числе 209 профессиональных школ, 180 лицеев и 53 бизнес-школы.
• Созданы банковские колледжи в Ташкенте, Самарканде, Ургенче, Турткуле, Андижане, Ташкентский женский колледж. В 1996/97 учебном году в
республике действовало 258 профессиональных образовательных учебных
заведений. Почти 16 тыс. учителей и педагогов-специалистов, работавших в
них, обучали профессиям 197 тыс. учащихся.
• Открыт ряд новых учебных заведений в сфере высшего
образования. Указом Президента от 28 февраля 1992 г. 8 областных
педагогических институтов были преобразованы в университеты. Созданы новые
высшие учебные заведения —
Академия государственного и общественного строительства при
Президенте Республики Узбекистан, Академия Вооруженных Сил, Академия
Министерства внутренних дел, Банковско-финансовая академия, Ташкентский
финансовый институт, Навоийский институт месторождений, Самаркандский
государственный институт иностранных языков, Андижанский
инженерно-экономический институт, Каршинский инженерно-экономический
институт, Джизакский политехнический институт, Университет мировой экономики
и дипломатии, Навоийский государственный педагогический институт,
Наманганский инженерно-экономический институт и филиалы крупных
университетов в областях. В 1997 году в ведении системы высшего образования
республики действовало 58 высших учебных заведений, в том числе 16
университетов и 42 института. В них обучались 164 тыс. студентов, работали
18,5 тыс. преподавателей.
• Введены передовые методы оценки знаний абитуриентов и
студентов на основе тестов и рейтинга.
• В связи с ростом потребности в высококвалифицированных
научных и научно-педагогических кадрах расширилась подготовка кадров в
аспирантуре и докторантуре; учреждена высшая аттестация.
• Образованы специальные фонды по выявлению одаренных юношей и
девушек, оказанию им помощи, развитию их способностей и талантов, налажено
обучение и прохождение стажировки одаренной молодежью в ведущих высших
учебных заведениях и научных центрах зарубежных стран.
• С целью материального и духовного поощрения талантливой
молодежи, поддержки их обучения за рубежом образованы фонды «Улугбек»,
«Умид» («Надежда»), Республиканский детский фонд, «Камолот», «За здоровое
поколение», «Истеъдод» («Талант»).
• В сфере образования Узбекистана налажено сотрудничество с
такими международными неправительственными организациями, как АКСЕЛС,
АЙРЕКС, Консорциум Колледжей Америки, SARE, Корпус мира (США),
DAAD, Фонд
Конрада Аденауэра (Германия), Британский Совет (Великобритания).
Хотя в образовательной системе и был осуществлен ряд преобразований, в этой
сфере еще существовали серьезные недостатки.
Система образования, подготовка кадров не были связаны с демократическими
преобразованиями, проводящимися в обществе, требованиями рыночных реформ.
Материально-техническая и информационная база учебного процесса были в
неудовлетворительном состоянии. В образовательных учреждениях не хватало
современной учебной литературы и дидактических материалов. Не хватало
высококвалифицированных педагогов: знания и профессиональная пригодность
большей части работавших педагогов были не на должном уровне. У учащихся
школ не формировалось самостоятельное мышление.
Не осуществлялась интеграция между образовательной системой, наукой и
производством. Не были устранены недостатки в использовании специалистов
высшей квалификации, в системе подготовки кадров не использовался
маркетинг.
Поскольку система образования намного отставала от уровня современных
развитых государств, встал вопрос о коренной реформе системы образования.
По инициативе Президента Ислама Каримова были разработаны пути коренного
реформирования образования. 29 августа 1997 г. на XI сессии Олий Мажлиса
Ислам Каримов сделал доклад на тему «Совершенное поколение — фундамент
развития Узбекистана». В докладе было отмечено, что осуществление стоящих
перед нами больших задач тесно связано, в первую очередь, с подготовкой
высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям времени, и
выдвинуты следующие задачи:
— избавление от идеологических штампов, свойственных системе
образования советского периода;
— совершенствование национальной образовательно-воспитательной
системы, укрепление ее национальной почвы, поднятие ее до уровня мировых
стандартов;
— организация системы непрерывного образования;
— подъем материальной базы образовательных учреждении до уровня
мировых требовании;
— предоставление детям современных знаний, для чего, в
первую очередь, необходимо поднять уровень знаний учителей и преподавателей;
— создание современных учебных программ и учебников;
— активное изучение иностранных языков;
— подготовка не выпускников, а личностей, получивших школьное
образование и воспитание;
— формирование у учащихся навыков свободного мышления,
воспитание у них способности свободно мыслить;
— установление
и укрепление связей высших учебных заведений республики с зарубежными
высшими учебными заведениями, организация обучения и повышения квалификации
молодежи, профессорско-преподавательского состава в учебных центрах
развитых стран.