Основная задача в сфере развития духовности общества, как подчеркивает Президент Ислам Каримов, заключается в выработке идеи независимости и ее внедрении в сознание людей.
Формирование идеи национальной независимости стало актуальной задачей уже с
первого года обретения Узбекистаном независимости.
23 апреля 1993 г. Президент Ислам Каримов в беседе с группой писателей
обосновал необходимость выработки идеи национальной независимости.
В своей речи на XII сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан 7 мая 1993 г.
Президент Ислам Каримов подчеркнул:
• идея национальной независимости, опираясь на древние традиции,
обычаи, язык, душу и дух нашего народа, должна внедрять в наше сознание
веру в будущее, милосердие, совестливость, терпение, стремление к
справедливости и просвещению;
• вместе с тем эта идея, опирающаяся на общечеловеческие
ценности, должна формировать у нашего народа постоянное стремление занять
достойное место среди развитых стран мирового сообщества на равноправной
основе.
Во 2-м номере журнала «Тафаккур» («Мышление») за
1998 г. были опубликованы ответы Президента Ислама Каримова на вопросы главного редактора. В них
были глубоко освещены теоретическая и практическая стороны национальной
идеи. Сегодня невозможно победить господствовавшую в период бывшего Союза
коммунистическую идеологию, ставившую людей в рабское, зависимое
положение, превращавшую их в манкуртов, путем критики и преследования.
Ислам Каримов сказал: «С идеей можно бороться
только идеей, с мыслью - только мыслью, с невежеством только просвещением».
«Цель
— это своеобразный объединяющий, направляющий флаг народа, нации. Этот флаг
— сила, воплощающая в себе дух и гордость народа, его потенциал и
устремления... Цель нашего государства с его величием и благородством,
жизненной справедливостью и правдивостью должна стать могучим стимулом,
способным объединить нации и народы, превратиться в общую все
преодолевающую силу и идеологию». (И. А. Каримов. Журнал «Тафаккур».1998. № 2)
На вопрос о том, как Президент понимает идеологию общества, И.А. Каримов
ответил:
«Идею, основанную на менталитете и мировоззрении людей, формировавшихся
тысячелетиями, в то же время стремящуюся к будущему этого народа, этой
нации, служащую ясному определению его места в мире, способную стать
своеобразным мостом между вчерашним и завтрашним днем, я считаю
идеологией общества». (И. А. Каримов. Журнал «Тафаккур». 1998. № 2)
Чьи интересы и взгляды должны учитываться при формировании национальной
идеологии?
«Говоря упрощенно, идеология нашего общества должна выражать интересы
простого человека, который является опорой этого общества, быть источником силы
и энергии для достижения безопасной, спокойной, процветающей, состоятельной
жизни нашего народа». (И. А. Каримов. Журнал «Тафаккур». 1998. № 2)
В беседе Президент И.А.
Каримов задал вопрос: «Итак, что должна включать в себя
национальная идея, национальная идеология и каким требованиям отвечать?» -
и, отвечая на него,
выдвинул следующие программные цели:
• национальная идеология, в первую очередь, должна формировать
наше самосознание, осознание наших священных традиций, чаяния,
складывавшиеся у нашего народа в течение многих веков, высокие цели и
задачи, стоящие перед нашим обществом сегодня;
• во-вторых, должна быть единая идея и идеология, объединяющая
людей вокруг единого национального флага независимо от существующего в нашем
обществе многообразия мыслей и идей, свободных взглядов, стремлении и
надежд всех сословии и групп, убеждении и взглядов каждого человека,
сохраняющая целостность нашего народа и государства, зовущая наш народ к
великим целям;
• в-третьих, наша национальная идеология должна быть абсолютно
свободна от любых форм национализма и подобных ему проявлений, пренебрежения
к другим народам и народностям, стать фундаментом для завоевания нами
уважения и признания в мировом сообществе, на международной арене;
• в-четвертых, национальная идеология должна воспитывать, в
первую очередь наше молодое поколение, в духе патриотизма, преданности
родине, содействовать благородной работе воспитания гуманного отношения к
людям;
• в-пятых, это должна быть идея, открывающая возможности для
установления связи между славным будущим и великим настоящим нашей Родины,
ощущения себя достойными наследниками духовности наших великих предков и
вместе с тем мировых общечеловеческих достижений и постоянно призывающая к
этому.
Обновление и дальнейшее совершенствование духовности общества в настоящее
время является одним из приоритетных направлений развития нашей страны. В
своих докладах «Узбекистан, устремленный в XXI век», «Наша цель: свободная и
процветающая Родина» глава нашей страны обосновал задачи в духовной сфере на
новом этапе реформ.
«Нашей самой главной целью в сфере духовности является последовательное
продолжение наших добрых дел, начатых в годы независимости, таких, как
возрождение национальных ценностей, осознание самих себя, восстановление
положения и уважения нашей священной религии в нашей духовной жизни, поднятие их
на новый уровень и усиление их действенности». (И. А. Каримов. Наша цель:
свободная и процветающая Родина, стр. 24-25)
Глава Узбекистана предупреждает, что в настоящее время идет идеологическая
борьба за души и сознание людей, что многое может решиться в борьбе,
продолжающейся на идеологическом полигоне, что и в Узбекистане есть
опасность распространения религиозного экстремизма, сбивающего с пути
некоторых молодых людей. Известно, что в конце 80-х в Узбекистан проникли люди,
представляющие себя «друзьями», «собратьями по вере», «земляками», призывающие к
борьбе за так называемую чистоту ислама. Они, опутав своими сетями простых
людей, неопытную молодежь, не разбирающихся в истинной сущности священной
религии ислам, попытались распространить чуждые нам религиозные догмы, затянуть
в болото невежества и преступления некоторых молодых людей. Только после
кровавых событий, происшедших в Намангане и Ташкенте, стало очевидно, что целью
этих сил является борьба за власть, они являются представителями международного
терроризма, действующего под маской религии. В результате вакуума, возникшего в
первые годы независимости вследствие отказа от старой идеологии, усилилась атака
этих сил на Узбекистан.Что нужно сделать, чтобы подобное идеологическое влияние не приводило к
отрицательным последствиям?
«Решение это заключается в укреплении веры наших людей, в первую очередь
молодежи, усилении их воли, воспитании их полноценными личностями, имеющими свое
собственное мнение... Мы должны определить в сердцах наших детей здоровое
отношение к Родине-матери, к нашей богатой истории, священной религии наших
предков, при необходимости укрепить их идеологический иммунитет». (И. А.
Каримов. Верю в твердую волю нашего мудрого народа. Газета «Фидокор». 8 июня
2000 г.)
Таким образом, Ислам Каримов явился инициатором и творцом
идеи национальной независимости Узбекистана. Была сформирована идея
национальной независимости,
сутью которой является построение свободной и процветающей
Родины, свободной и благополучной жизни, развитие Родины, гармонично вобравшей в себя
такие гуманные принципы, как воспитание зрелой личности, социальное
сотрудничество, обеспечение межнационального мира и межрелигиозная
терпимость.
В Узбекистане основные принципы идеи национальной
независимости внедряются в сознание и души людей образовательными
учреждениями, литературой и искусством, махаллинскими и трудовыми
сообществами. В образовательный процесс всех учебных заведении включено
изучение предмета «Идея национальной независимости: основные понятия и
принципы».
Библиотеки и клубы, действующие в городах и
кишлаках республики, занимаются культурно-просветительской работой среди
населения. Находящиеся в ведении Министерства культуры и спорта 7 000
библиотек, более 2 500 дворцов культуры, клубов и кружков художественной
самодеятельности помогают духовному и физическому развитию населения.