Древнейшим государственным объединением, которое образовалось на территории
Средней Азии в VII в. до н.э., является Древнебактрийское царство.
Это государство включало в свой состав не только собственно Бактрию, но и
Маргиану, а также Согд, поэтому оно считается государственным объединением
различных древних родственных народностей. В VII—VI вв. до н.э. в состав
Древнебактрийского государства входили территории долин Сурхана, Кашкадарьи,
Зарафшана. Центральные города этих областей располагались на месте
Кызылтепа, Еркургана, Узункыра и Афрасиаба. Это самые древние города,
обнаруженные археологами на территории Узбекистана. Их возраст насчитывает не
менее 2700 лет.
Другое государство образовалось на территории Хорезма. Оно включало в свой
состав земли не только собственно Хорезма. Один из крупных центров Хорезма
располагался на месте городища Кюзелигыр, укреплённого мощной
оборонительной стеной. Вокруг таких центров располагались многочисленные
земледельческие дома-усадьбы, сады и поля.
В древнем Хорезме было развито ремесленное производство. Изделия местных
гончаров, оружейников и ювелиров славились далеко за пределами Хорезма. В
городах шла бойкая торговля. Хорезмийцы были искусными строителями,
ремесленниками и земледельцами.
Таким образом, развитие ранней государственности в Узбекистане продолжалось и в
IX—VIII вв. до н. э. с переходом к раннежелезному веку. В VII—VI вв. до н.э.
здесь уже существовали первые крупные государства, возводились города, быстрыми
темпами развивались земледелие, ремесло и торговля. Были установлены тесные
контакты со странами Древнего Востока. Развитие государственности на территории
Узбекистана было основано на высокоразвитой древнеземледельческой культуре
местного населения.
-------------------------------
ДРЕВНЯЯ БАКТРИЯ
Свыше двух с половиной тысячелетий назад путешественник издалека увидел бы
силуэт крупного бактрийского города — мощную цитадель, которая значительно
возвышалась над другими строениями — сырцовыми зданиями жилищ, хозяйственными
постройками и ремесленными мастерскими. Зелени было мало, улицы узкие, но зато
его поразили бы городские оборонительные стены. Бактрийцы уделяли обороне
поселений особое внимание. Путь к городским воротам преграждал широкий и
глубокий ров, со стен мрачно смотрели прямоугольные или стрельчатые башни
бойниц, откуда в любую минуту могло вылететь камышовое древко стрелы с острым
бронзовым наконечником.
На берегу живописных саев высились усадьбы земледельцев, окружённые полями и
садами. Пыльные просёлки вели в соседние оазисы.
Как жили люди две с половиной тысячи лет назад?
Жилые комнаты выглядели просто — сырцовые стены, оштукатуренные глиняной
обмазкой с песком, утоптанный глиняный пол с камышовыми циновками и козьими
шкурами, суфы — лежанки вдоль стен и отопительный очаг — сандал — в центре
комнаты. Кухня имела несколько пристенных очагов, рядом с ней располагалась
общая трапезная. В специальных складских помещениях стояли крупные хумы для
хранения сельскохозяйственной продукции.
-------------------------------
СООБЩЕНИЕ О БАКТРИЙСКОМ ЛАЗУРИТЕ В АССИРИЙСКИХ ПИСЬМЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ
Документ опубликован учёным-востоковедом И. М. Дьяковым. В нём некий агент
сообщает своему царю: «По поводу лазурита, о котором просил царь, господин мой:
«пусть мне принесут лазурита», — царь, господин мой, не знает, что я подымался
в горную местность за лазуритом, но когда я унёс лазурит, страна восстала
против меня. Если изволит царь, господин мой, пусть придут большие воинские силы
и заберут лазурит; только я с ними не буду есть ни хлеба, ни пить воды, ни
проходить рядом с ними, не буду вставать к твоему гонцу и о благополучии царя,
моего господина, не буду спрашивать. Царь, господин мой, не должен считать это
за грех...»
-------------------------------
КТЕСИЙ КНИДСКИЙ О СВЯЗЯХ БАКТРИИ И АССИРИИ
О связях Бактрии и Ассирии сообщает древнегреческий историк Ктесий Книдский
(V—IV вв. до н.э.), долгое время проживавший во дворце древнеперсидского царя
Артаксеркса. Он был придворным врачом. Интересен рассказ Ктесия о походе
ассирийского царя Нина в Бактрию, где сообщается о крупных городах и
многочисленности населения страны, о величественной и сильно укреплённой
столице страны — Бактры и сокровищах бактрийского царя Оксиарта.
«Хорошо зная о многочисленности и храбрости бактрийских мужей и о том, что
область их имеет много неприступных, в силу своей укрепленности, мест, он
произвёл набор множества воинов со всех подвластных ему народов.
Двинувшись с такими силами в поход на Бактриану, Нин вынужден был, из-за
труднодоступности мест и узости проходов в страну, разделить войско на
несколько частей. Область Бактрианы, обладая большим числом значительных
городов, имела один, наиболее выдающийся, в котором была и столица. Он
назывался Бактрами и выделялся среди всех других городов своей величиной и
мощностью цитадели. Царствовавший там Оксиарт произвёл набор всех тех, кто был в
состоянии носить оружие.
Встав во главе своих войск и выйдя навстречу врагам к проходам, он позволил
одной части войска Нина пройти через них; и когда он решил, что достаточное
количество врагов вышло на равнину, он построил свою армию для битвы.
Когда началось ожесточённое сражение, бактрийцы, обратив ассирийцев в бегство и
преследуя их вплоть до находившихся за ними гор, убили сто тысяч врагов».
-------------------------------
КВИНТ КУРЦИЙ РУФ О БАКТРИИ
«Природа Бактрии богата и разнообразна. В некоторых местах многочисленные
деревья и виноградная лоза дают в изобилии сочные плоды; тучную почву орошают многочисленные источники; где почва мягкая, там сеется хлеб, а остальные земли оставляют под пастбища.
...Где земля более плодородна, там очень много людей. Столица этой области — Бактры, расположена у подножия Паропамиза (Гиндукуш). У её стен течет река Бактр. Она дала имя городу и области».
-------------------------------
РАССКАЗ ГЕРОДОТА О МАССАГЕТАХ.
«Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготавливают из меди, а головные уборы, пояса и перевязки украшают золотом. Также и коням они надевают медные панцири, как нагрудники.
...Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс (Амударья) чрезвычайно много рыбы), а также пьют молоко. Единственный Бог, которого они почитают, это — солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому Богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете».