Насколько разнообразна была физическая география государства эфталитов,
объединившего в себе обширную территорию, настолько был разнообразен и его
этнический состав и, соответственно, социально-экономическая жизнь населения.
Из-за того что по происхождению эфталиты были кочевым скотоводческим племенем,
на родине их не было городов, сами же они жили в местах привольных в войлочных
юртах. Так свидетельствуют китайские источники раннего средневековья. А в трудах
византийских историков VI века, наоборот, отмечается, что эфталиты — жители
городские.
Разумеется, для таких разноречивых свидетельств есть определенные основания.
Завоевав Среднюю Азию, Хорасан, Восточный Туркестан и Северную Индию, эфталиты
обрели в этих областях благоустроенные земледельческие оазисы, большие и малые
города, где были развиты ремесла, внутренняя и внешняя торговля. С годами они
породнились с местным оседлым населением и ассимилировались. Потому и тюркский
посол, прибывший в 568 году в Константинополь ко двору византийского императора
Юстина II (565—582), на вопрос последнего: "В городах ли или в селениях живут
эфталиты?", ответил: "Они — городское племя, господин".
Значит, если некоторая часть населения государства эфталитов и была кочевыми
скотоводами, то другая, большая часть представляла собой оседлое население,
проживающее в городах. Тохаристан и Согд считались центрами развитого
земледельческого хозяйства и садоводства. В Кашкадарьинской и Зарафшанской
долинах высеивали рис и другие зерновые культуры. Как известно из китайских
источников, в V—VI веках на землях Восточного Туркестана и Средней Азии
выращивался также хлопчатник. Вытканная из него удивительно белая и мягкая ткань
на китайских рынках пользовалась большим спросом, потому что в самом Китае в то
время хлопок еще не выращивали.
Полукочевая часть населения в степях и предгорьях разводила мелкий и
крупнорогатый скот, верблюдов, а население гор и предгорных районов занималось
коневодством. Ферганская долина, как и раньше, славилась породистыми скакунами.