Одной из характерных черт эпохи Саманидов в IX-X вв. является развитие в
Мавераннахре мусульманской идеологии. В этом деле большая заслуга принадлежит
ученым-теологам ислама. Благодаря им столица государства — Бухара превратилась в
один из центров ислама на Востоке. Здесь был построен ряд выдающихся мечетей, в
том числе соборная мечеть Бухары, ханака — приюты для странствующих суфиев,
намазгох — специальная мечеть для праздничной молитвы. К этому времени относится
и строительство первого духовного учебного заведения — медресе в Бухаре. Одно из
самых ранних медресе Бухары располагалось в махалле Дарвазаи Мансур, недалеко от
эмирских бань.
Исламской идеологии, считавшейся основой духовной жизни государства,
покровительствовали известные ученые-теологи, или устоды (наставники). Позже их
стали называть шейх ул-исламами. Саманиды придавали большое значение идеологии
ислама. Для строительства соборной мечети, медресе и ханака отводились лучшие
места в городе, выделялись крупные средства. Расширялись площади земель,
принадлежащих религиозным учреждениям, появилась еще одна новая форма
землевладения — вакуф.
Например, все поливные земли, прилегающие к селению Афшана, были переданы
эмиром Исмаилом учащимся бухарского медресе в вакуф. Доходы с этих земель шли на
жалованье не только слушателям медресе, но и преподавателям — мударрисам. Земли,
прилегающие к Регистану и известные под названием Даштак, эмир передал в вакуф
бухарской соборной мечети. Эти земли были куплены им у некоего арабского
военачальника Хасана ибн Мухаммада Талута за 10 тысяч дирхемов. Несомненно, в
результате таких государственных мероприятий площади вакуфных земель
увеличивались, укреплялось хозяйство духовных учреждений.