Арабы издавна жили разрозненно на Аравийском полуострове. К народам Средней Азии
они не имели никакого отношения. Большинство арабов были скотоводами. Они
разводили преимущественно верблюдов и кочевали в пустынях и степях. Их называли
бедуинами. В местах, расположенных у моря, кое-где располагались в Аравии
небольшие оазисы, в центре которых выросли прибрежные города. В оазисах
население занималось земледелием, а в городах — торговлей и ремеслом. В конце VI
- начале VII века в арабском обществе еще были сильны родоплеменные и
рабовладельческие отношения. Раннефеодальные отношения только начинали
зарождаться. Центральная Аравия состояла из мелких государственных объединений,
расположенных в пустынных оазисах, которыми правила городская знать.
Караванная дорога, идущая из Йемена на север, пересекала города Хиджаз, Мекку
и Ясриб (Медину) и связывала Аравию с Египтом, Сирией и Византией. Во внешней
торговле были заинтересованы ростовщики, крупные торговцы города и старейшины
богатых племен. Особенно оживленной была торговля между кочевниками-скотоводами
и горожанами.
На рубеже VI и VII веков усилилось социальное расслоение общества на богатых
и бедных. Богатые семьи постепенно завладевали плодородными землями и обращали
слабых соплеменников в своих слуг. Вследствие кризиса традиционного родового
строя ослабел дух племенной солидарности, пошатнулась святость законов, которые
стали соблюдаться все более формально. Эти обстоятельства порождали у простых
людей чувство безысходности и отчаяния. На этой почве все больше подвергались
критике, развенчивались существующие культы и возникали попытки создать новые
религиозные представления.
Общественно-политическая обстановка, сложившаяся в Аравии в начале VII века,
привела к необходимости объединения страны. Основными сторонниками объединения
стали городские торговцы и ремесленники. Этим движением руководил Мухаммад ибн
Абдаллах ( 570—632). Движение началось с призыва к единой вере. В обращении
Мухаммада к религиозному творчеству была своя логика. Он стремился выработать
такое миропонимание, которое позволяло бы человеку и в условиях социальной
несправедливости ощущать ценность и смысл жизни. Он хотел открыть основные
принципы бытия, справедливые для всех времен и народов, принципы, которые
определяли бы наилучшее устройство общества, поведение личности.
Мухаммад, проповедуя единобожие, последовательно изгонял любые черты
какого-либо сходства Бога с человеком и тем самым полностью очищал идею о едином
Боге от всех и всяческих следов идолопоклонничества. Он настаивал, что все
мусульмане составляют один народ — единое сообщество, не знающее деления на
племена и кланы. Таким образом, учение о едином Боге устраняло главные мотивы
межплеменной и внутренней вражды, утверждало единство и общественное равенство
верующих на интернациональной основе. Замена многобожия верой в единого Бога
была выгодна всем, кого стесняли пережитки родового строя, кто рвался на более
широкую арену жизненной борьбы.
В историю эта новая религия вошла под названием ислам, что значит покорный,
верный, склонивший голову. Последователи Мухаммада, приняв ислам, называли себя муслимами - правоверными. Мухаммад, не добившись успеха в своем родном городе,
вынужден был покинуть Мекку и переехать в Ясриб (Медину). Это произошло 16 июля
622 года. С этого дня начинается хиджра — мусульманское летосчисление, принятое
на исламском Востоке. Таким образом, учение о едином Боге, возникшее в Мекке,
перебирается в Медину, которая превращается в центр борьбы за ислам.
После смерти Мухаммада, его халифами, или преемниками, были объявлены сначала
Абу Бакр ( 632—634), затем Омар (634— 644), Осман (644—656) и Али (656—661). В
истории эти халифы известны как правоверные халифы. Они неуклонно продолжали
дело, начатое Мухаммадом. В период их правления исламская религия полностью
победила в Аравии. Образовалось централизованное мусульманское государство —
Арабский халифат, которое завоевало Египет, Сирию, Ирак и часть Византии. Ислам
стал одной из мировых религий. Несомненно, что в принятии арабскими племенами
новой религии, в их политическом объединении большую роль сыграла священная
книга — Коран — богатейший и уникальный источник новой мусульманской идеологии,
вобравший в себя правовые и этические требования, законы и нормы поведения.
Арабский халифат продолжал военные действия и на Западе, и на Востоке. Под
сильным натиском арабских войск пал сасанидский Иран. В 651 году иранский шах
Йездегерд III был убит, и Сасанидское государство, существовавшее на протяжении
почти пяти веков, было уничтожено. В тот же год арабы без боя заняли город Мерв.
Укрепившись, они стали готовиться к захвату богатых областей, расположенных за
Амударьей.