В раннее средневековье в Средней Азии сформировались слои дехканов, кадиваров
и кашоварзов. Такие резкие изменения в социальной и экономической жизни
населения Турана привели государство к распаду на множество мелких владений.
Дехканы постоянно вели борьбу за овладение общинными землями и установление
власти над земледельцами-общинниками, чтобы укрепить свое экономическое и
социальное положение в стране. С этой целью они старались заполучить земельные
участки в верхней части оросительных систем, особенно у головного водного
сооружения — плотины. Это давало им возможность не только неограниченно
пользоваться водой в своем обширном хозяйстве, но также контролировать
распределение ее между водопользователями, оказывая влияние на все
земледельческое население.
Слово дехкан образовано из слов: дех — поселение и кан — правитель. Его не
надо путать с современным дехканином, т.е. тружеником села. Раннесредневековый
дехкан (в Западной Европе — феодал) — это крупный землевладелец, представитель
аристократии, формирующейся в результате разложения
патриархально-рабовладельческих отношений. Дехканы проживали в огромных усадьбах
и замках, обнесенных мощными стенами с башнями и бойницами. Вокруг усадеб вдоль
оросительных каналов располагались принадлежавшие им обширные поля и сады. В
городах зажиточные дехканы имели пышные дворцы, ремесленные лавки и торговые
ряды. В сельской местности помимо большого имения они располагали мельницами,
маслобойнями и водяными крупорушками. В патриархальном хозяйстве дехканов
безустанно трудилось множество слуг и рабов. Наряду с этим, хозяева земли
содержали вооруженную дружину, насчитывающую от 30-40, 50-100, а иногда и более
гвардейцев — чокаров.
Чокары охраняли жизнь и имение дехкан, участвовали во главе с дехканом в
военных походах верховной власти. Они составляли ядро войска. Число чокаров у
правителей превышало несколько тысяч. Дружины чокаров обычно состояли из ловких
и сильных юношей, верных своему покровителю. По свидетельству китайских
источников, чокары бухарских и самаркандских дехканов были очень храбрыми и
отважными бойцами. Гибель в бою они воспринимали как возвышение, возвращение к
началу начал. Согласно некоторым источникам, чокаров, чей покровитель умер,
хоронили вместе с ним заживо. С такими верными и отважными воинами дехканы
ходили в военные походы, а в мирное время стремились укрепить свою власть над
земледельцами сельской общины.