Как свидетельствуют китайские источники, в VII—VIII
веках в Средней Азии было развито и музыкальное искусство. В этот период Бухара
славилась своими музыкантами и певцами, Самарканд — мастерами игры на свирели,
Ташкент — танцорами и танцовщицами, Хотан — мастерами игры на сурнае, Куча —
композиторами. Еще в те времена задушевность и мелодичность музыки Бухары и
Хорезма, ритмичность и задор ташкентского танца могли очаровать самого
взыскательного ценителя искусства. Особенно поражал китайскую знать знаменитый
танец юношей из Чача, исполняемый под аккомпанемент лиры и свирели. или танец
девушек из Чача — "дойра ракси", который они танцевали под ритмичные легкие
удары бубна.
На дворцовых торжествах китайского императора демонстрировали свое
мастерство канатоходцы, акробаты, острословы, клоуны, шуты и фокусники из
Средней Азии. Население китайского города Чаньян впервые в VII веке могло видеть
кукольный театр, который показывали актеры из Туркестана.
По данным письменных источников, только в Бухаре бытовало четырнадцать видов
музыкальных инструментов. Само количество их свидетельствует об уровне развития
музыкального и танцевального искусства.
Но необходимо учитывать, что развитие искусства в условиях
феодальных отношений зависело от сословия имущих. Поэтому мастера искусства чаще
всего выступали при дворе правителя, и духовное богатство народа служило, в
основном, аристократической знати.
Таким образом, в VI—VIII веках в Средней Азии
развивались архитектура, письменность, религия, изобразительное искусство,
музыка, что оживило связи между сопредельными странами орошаемого Востока. В
результате была создана многогранная культура, воплотившая в себе богатую
духовную жизнь раннесредневековой Средней Азии.