Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Религиозные верования в Средней Азии в раннем средневековье
 

В VI—VII веках население Средней Азии исповедовало зороастрийскую религию и буддизм, более слабо распространилось здесь несторианство, встречалось манихейство и шаманизм. Зороастрийцы преобладали в Хорезме, Согде и Чаче, о чем ярко свидетельствуют многочисленные находки оссуариев - сосудов для хранения костей умерших у зороастрийцев. В городах стояли зороастрийские храмы — вагн. Священный огонь —адар-хурра — горел в аташкаде (храм огня) беспрерывно, днем и ночью. Зороастрийцы от мала до велика, будь то простолюдин или знатный человек, передавая приношение в храм через священника — атрабана, просили у священного огня милосердия и поддержки.

Согласно воззрениям зороастризма, в мире борются два начала — добро и зло. Добро олицетворяет бог Ахурамазда и его помощники, которые персонифицировали идеи добромыслия, правдивости, совершенства, бессмертия и т.д. Зло — бог Анхра-майнью и его покровители — дэвы (фантастические агрессивные существа). Человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла. Он должен своими мыслями, словами, делами, а также телесной чистотой бороться против злых существ.

У зороастрийцев, кроме Ахурамазды, был целый пантеон богов и покровителей — Митра, Фарна, Нана, или Анахита, Миррих и Хубби. Огонь у зороастрийцев считался священным. Источником тепла является солнце. Солнце дарует миру жизнь, с его лучами просыпается все живое. Огонь — его частица.

По учению зороастрийцев, вселенная состоит из четырех стихий: огня, земли, воды и воздуха. Они были священными. Запрещалось осквернять их грязными вещами. Вплоть до того, что запрещалось тела усопших предавать земле, огню, воде или оставлять на траве. В доме, где жил усопший, несколько дней не жгли огонь, не готовили пищу. Тела умерших оставляли на каменистых возвышенностях или на крыше дахмы — мавзолея, специально построенного за пределами города. После того, как хищники съедали мягкие ткани, а солнце до желтизны высушивало кости, их собирали в оссуарий. После завершения всех погребальных обрядов оссуарий с останками усопшего переносили в специальную гробницу — наус. Этим и заканчивался обряд захоронения.

В южных областях Средней Азии, в городах Тохаристана, Ферганы, Семиречья и особенно в Восточном Туркестане широкое распространение получил буддизм. В конце VI — начале VII века даже некоторые западнотюркские каганы приняли буддизм и строили буддийские храмы. В VII веке только в городе Балхе насчитывалось сто буддийских монастырей, в Термезе —десять и Кобадиане — три. На городище Кува, расположенном недалеко от Ферганы, обнаружены и раскопаны руины двух буддийских храмов раннего средневековья. Здесь было найдено несколько разноцветных глиняных скульптур Будды и бодхисатв. Вблизи Термеза, в Зангтепа были найдены буддийские рукописи VII—VIII веков, выполненные на бересте. По сведениям китайского путешественника VII века Сюань Цзяня, только в Восточном Туркестане действовало несколько сот буддийских храмов. В них проживало более десяти тысяч монахов, самоотверженно служивших своей религии. Сюань Цзянь писал, что золотая скульптура Будды, установленная в одном из храмов Восточного Туркестана, была высотой 12 м. Буддийские проповедники через Чач и Ферганскую долину, Семиречье и Восточный Туркестан порой доходили до внутренних областей Китая. Переводы буддийского священного писания на тохарский, затем китайский и тюркский языки выполняли ученые Согда, Тохаристана, Мерва и Кангхи. Буддийское учение проповедовало нравственность, правила и нормы поведения, духовный порыв и запрещало убийство, воровство, ложь, безнравственность и пьянство.

Как свидетельствуют письменные источники, в Средней Азии было немало и тех, кто исповедовал несторианство (одно из течений в христианстве). Ургутский район Самаркандской области считался центром христианства не только Согда, но и всей Средней Азии. По всей вероятности христианство пришло из Мерва в Согд в V—VI веках. В VI веке в Самарканде была учреждена епископская кафедра, а в VIII веке — митрополия. Арабские авторы VIII—IX веков в своих произведениях также упоминают о христианах, живших в Бухаре, Самарканде и Семиречье. О существовании в этих областях христианских общин свидетельствуют и археологические находки — христианские надписи на тюркском, согдийском и сирийском языках. Так, например, на фрагменте керамики, найденном в Коштепе вблизи Ургута, изображен один из основных обрядов христиан — крещение. Священник в длинной рясе держит в левой руке книгу, а в правой — крест и стоит перед верующим, изображенным без головного убора коленопреклоненным. Поэтому оно, прежде всего, было принято купцами в городах, знатью, занимавшейся международной торговлей, и местными правителями. Религиозные книги манихеев были переведены с персидского на согдийский, тохарский, тюркский и китайский языки.

В VI—VIII веках манихейство через Мургабский оазис, Тохаристан и Согд проникло в Восточный Туркестан и Китай. С VIII века это учение было объявлено китайским императором национальной религией "западного владения" и государственной религией Уйгурского каганата. Согдийцам было позволено строить манихейские храмы на территории Китайской империи. В манихейских обрядах важную роль играли изобразительное искусство и музыка, что, без сомнения, повлияло на развитие этих видов искусства в Средней Азии.

У скотоводческого населения Тюркского каганата издавна существовал шаманизм. Эта ранняя форма религии основывалась на анимистическом представлении о существовании у каждой вещи духа, души. Древние тюрки называли свою религию ком. В VI—VIII веках среди скотоводческой части населения Западно-тюркского каганата появились буддийские и христианские общины, и даже тюркские правители покровительствовали этим религиям. Но большая часть скотоводов все же продолжала исповедовать шаманизм, который можно охарактеризовать как веру в бога тенгри, создавшего из ничего Вселенную, которому следует регулярно приносить жертву, например, черного коня. Таким образом, в VI—VIII веках Среднюю Азию отличала веротерпимость. Население ее исповедовало зороастризм, буддизм, христианство, манихейство и шаманизм. На территории некоторых областей религиозные обряды и обычаи переплетались между собой, играя важную роль в духовной жизни общества. На основе слияния разных религиозных убеждений формировалась и развивалась материальная и духовная культура Средней Азии.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru