В VI—VII веках население Средней Азии исповедовало зороастрийскую религию и
буддизм, более слабо распространилось здесь несторианство, встречалось
манихейство и шаманизм. Зороастрийцы преобладали в Хорезме, Согде и Чаче, о чем
ярко свидетельствуют многочисленные находки оссуариев - сосудов для хранения
костей умерших у зороастрийцев. В городах стояли зороастрийские храмы — вагн.
Священный огонь —адар-хурра — горел в аташкаде (храм огня) беспрерывно, днем и
ночью. Зороастрийцы от мала до велика, будь то простолюдин или знатный человек,
передавая приношение в храм через священника — атрабана, просили у священного
огня милосердия и поддержки.
Согласно воззрениям зороастризма, в мире борются два начала — добро и зло.
Добро олицетворяет бог Ахурамазда и его помощники, которые персонифицировали
идеи добромыслия, правдивости, совершенства, бессмертия и т.д. Зло — бог
Анхра-майнью и его покровители — дэвы (фантастические агрессивные существа).
Человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому
доступен воздействию духов зла. Он должен своими мыслями, словами, делами, а
также телесной чистотой бороться против злых существ.
У зороастрийцев, кроме Ахурамазды, был целый пантеон богов и покровителей —
Митра, Фарна, Нана, или Анахита, Миррих и Хубби. Огонь у зороастрийцев считался
священным. Источником тепла является солнце. Солнце дарует миру жизнь, с его
лучами просыпается все живое. Огонь — его частица.
По учению зороастрийцев, вселенная состоит из четырех стихий: огня, земли,
воды и воздуха. Они были священными. Запрещалось осквернять их грязными вещами.
Вплоть до того, что запрещалось тела усопших предавать земле, огню, воде или
оставлять на траве. В доме, где жил усопший, несколько дней не жгли огонь, не
готовили пищу. Тела умерших оставляли на каменистых возвышенностях или на крыше
дахмы — мавзолея, специально построенного за пределами города. После того, как
хищники съедали мягкие ткани, а солнце до желтизны высушивало кости, их собирали
в оссуарий. После завершения всех погребальных обрядов оссуарий с останками
усопшего переносили в специальную гробницу — наус. Этим и заканчивался обряд
захоронения.
В южных областях Средней Азии, в городах Тохаристана, Ферганы, Семиречья и
особенно в Восточном Туркестане широкое распространение получил буддизм. В конце
VI — начале VII века даже некоторые западнотюркские каганы приняли буддизм и
строили буддийские храмы. В VII веке только в городе Балхе насчитывалось сто
буддийских монастырей, в Термезе —десять и Кобадиане — три. На городище Кува,
расположенном недалеко от Ферганы, обнаружены и раскопаны руины двух буддийских
храмов раннего средневековья. Здесь было найдено несколько разноцветных глиняных
скульптур Будды и бодхисатв. Вблизи Термеза, в Зангтепа были найдены буддийские
рукописи VII—VIII веков, выполненные на бересте. По сведениям китайского
путешественника VII века Сюань Цзяня, только в Восточном Туркестане действовало
несколько сот буддийских храмов. В них проживало более десяти тысяч монахов,
самоотверженно служивших своей религии. Сюань Цзянь писал, что золотая
скульптура Будды, установленная в одном из храмов Восточного Туркестана, была
высотой 12 м. Буддийские проповедники через Чач и Ферганскую долину, Семиречье и
Восточный Туркестан порой доходили до внутренних областей Китая. Переводы
буддийского священного писания на тохарский, затем китайский и тюркский языки
выполняли ученые Согда, Тохаристана, Мерва и Кангхи. Буддийское учение
проповедовало нравственность, правила и нормы поведения, духовный порыв и
запрещало убийство, воровство, ложь, безнравственность и пьянство.
Как свидетельствуют письменные источники, в Средней Азии было немало и тех,
кто исповедовал несторианство (одно из течений в христианстве). Ургутский район
Самаркандской области считался центром христианства не только Согда, но и всей
Средней Азии. По всей вероятности христианство пришло из Мерва в Согд в V—VI
веках. В VI веке в Самарканде была учреждена епископская кафедра, а в VIII веке
— митрополия. Арабские авторы VIII—IX веков в своих произведениях также
упоминают о христианах, живших в Бухаре, Самарканде и Семиречье. О существовании
в этих областях христианских общин свидетельствуют и археологические находки —
христианские надписи на тюркском, согдийском и сирийском языках. Так, например,
на фрагменте керамики, найденном в Коштепе вблизи Ургута, изображен один из
основных обрядов христиан — крещение. Священник в длинной рясе держит в левой
руке книгу, а в правой — крест и стоит перед верующим, изображенным без
головного убора коленопреклоненным. Поэтому оно, прежде всего, было принято
купцами в городах, знатью, занимавшейся международной торговлей, и местными
правителями. Религиозные книги манихеев были переведены с персидского на
согдийский, тохарский, тюркский и китайский языки.
В VI—VIII веках манихейство через Мургабский оазис, Тохаристан и Согд
проникло в Восточный Туркестан и Китай. С VIII века это учение было объявлено
китайским императором национальной религией "западного владения" и
государственной религией Уйгурского каганата. Согдийцам было позволено строить
манихейские храмы на территории Китайской империи. В манихейских обрядах важную
роль играли изобразительное искусство и музыка, что, без сомнения, повлияло на
развитие этих видов искусства в Средней Азии.
У скотоводческого населения Тюркского каганата издавна существовал шаманизм.
Эта ранняя форма религии основывалась на анимистическом представлении о
существовании у каждой вещи духа, души. Древние тюрки называли свою религию ком.
В VI—VIII веках среди скотоводческой части населения Западно-тюркского каганата
появились буддийские и христианские общины, и даже тюркские правители
покровительствовали этим религиям. Но большая часть скотоводов все же продолжала
исповедовать шаманизм, который можно охарактеризовать как веру в бога тенгри,
создавшего из ничего Вселенную, которому следует регулярно приносить жертву,
например, черного коня. Таким образом, в VI—VIII веках Среднюю Азию отличала
веротерпимость. Население ее исповедовало зороастризм, буддизм, христианство,
манихейство и шаманизм. На территории некоторых областей религиозные обряды и
обычаи переплетались между собой, играя важную роль в духовной жизни общества.
На основе слияния разных религиозных убеждений формировалась и развивалась
материальная и духовная культура Средней Азии.