В VI—VII веках население Согда, Хорезма, Тохаристана имело свои письменности.
Из них согдийская и хорезмийская возникли на основе древнеарамейского письма.
Письменность Тохаристана, в свою очередь, была основана на согдийской и
хорезмийской. Несмотря на то, что в раннем средневековье в Средней Азии и во
многих странах Востока, в том числе и Китае, производство бумаги было хорошо
налажено, стоила она очень дорого. Письма, документы и другие надписи часто
писали на коже, дереве, костях, керамике и только в очень редких случаях на
бумаге. Надписи выполнялись и на стенах царских дворцов и храмов. Удалось
обнаружить уникальные надписи. Это письма послов, хозяйственные записи прихода и
расхода, юридические договора, астрономические таблицы, эпитафии и религиозные
оды. Особенно известны согдийские документы, обнаруженные на горе Муг, вблизи
города Турфан Восточного Туркестана и настенные надписи древнего Афрасиаба.
Они являются ценнейшим первоисточником для изучения не только политической
истории Согда, но и общественно-бытовой, а также культурной жизни согдийцев в
период раннего средневековья.
Раннесредневековая система управления государством, развитое хозяйство,
международная торговля, дипломатические отношения с сопредельными странами
требовали широкого распространения грамотности. Поэтому в Согде была сильна тяга
к знаниям. В отличие от сасанидского Ирана, где грамотность в то время была
явлением редким и являлась привилегией, главным образом, жрецов и дабиров —
канцелярских секретарей, в Средней Азии письменность была распространена более
широко. По данным китайских источников, согдийские мальчики, достигшие
пятилетнего возраста, обучались письму и счету, чтобы затем, когда им исполнится
двадцать лет, отправиться в сопредельные страны для изучения торгового дела.
В этот период согдийская письменность сыграла важную роль в процессе
приобретения грамотности многими народами Центральной Азии. На ее основе
появилось немало местных разновидностей письма, в том числе, уйгурская и
тюркская письменности. В свою очередь, из уйгурской позднее возникла
письменность монголов и манчжуров. Велика была и практическая значимость
согдийского языка, так как в VII—VIII веках в Центральной Азии этот язык был
широко распространен.
Без сомнения, древнеруническое письмо (письмо азиатских тюрков) было
изобретено знатоками согдийского и тюркского языков. Несмотря на то, что в
основе этой письменности лежит арамейская, это была совершенно новая система
знаков, ясно передающих фонетические особенности тюркского языка. Эта азбука
тюрков, заимствованная из двух письменностей, состояла из 38—40 букв, форма
которых была очень удобна для высечения на камне и дереве.
Население говорило на согдийском и тюркском языках. Двуязычие особенно широко
было распространено среди городского населения. Но и среди грамотной знати
каганата было немало лиц, которые свободно владели согдийским языком. Некоторые
согдийцы жили в резиденции тюркского кагана. Многие из них были в ранге
сановников и вельмож, исполняя роль советников, послов, наставников, обучая
письму и грамоте наследников кагана.
Таким образом, в период раннего средневековья тюркский мир благодаря
согдийцам приобщился к высоким достижениям культуры народов Средней Азии и
Ближнего Востока.