В период раннего средневековья почти во всех мелких раннефеодальных
государствах Средней Азии было создано административное управление. Основной его
функцией было обеспечение своевременного сбора поземельной подати и организация
общественных работ. Должностные лица с честью выполняли свои обязанности. Приход
и расход отражался в специальных документах ясно и конкретно. Документы были
заверены приложением пальца или печатью. В правлении государством соблюдались
обычаи и традиционный порядок. Так, например, Наршахи рассказывает, что в конце
VII века престол государства бухар-худатов достался по наследству
несовершеннолетнему принцу по имени Туг-шада. Поэтому государством правила его
мать, овдовевшая царица. Она управляла мудро, и подданные были ей преданы в
течение целых пятнадцати лет.
Царица имела обыкновение каждый день выезжать за крепостную стену Бухары и
останавливаться у ворот Регистана. Она садилась на трон, пред ней стояли гулямы
(царская гвардия) и придворные. Она установила правило для сельского населения,
чтобы ежедневно на службу являлись 200 молодых людей из дехканов и потомков
царских родов. Они являлись опоясанные золотыми поясами, с саблями, привешенными
к поясу, и становились в отдалении. Выходила царица, и все приветствовали ее.
Молодые люди становились в два ряда. Царица обсуждала государственные дела и
отдавала приказания, кому — выдавала награду, а кому находила нужным — назначала
наказание. Так проходило время от намаза бамдад до времени завтрака (утро), а
потом царица возвращалась в крепость и посылала угощение и пищу своим
приближенным.
Вечером царица таким же порядком выходила (за крепостную стену) и садилась на
трон. Пред ней в два ряда становились для службы дехканы и потомки царских
родов, до тех пор, пока не заходило солнце. После заката солнца царица вставала,
садилась на лошадь и отправлялась домой, а те возвращались по домам в селения.
На другой день приходили другие люди и исполняли службу тем же порядком, и так,
по-очереди, пока не приходил черед позванных впервые. В течение года каждому
таким образом приходилось служить четыре дня.
В VI—VIII веках жизнь трудового народа, особенно его земледельческой части
оставалась тяжелой. Он жил в постоянной нищете, нужде, страхе. Значительная
часть урожая, выращенного тяжким изнурительным трудом, отдавалась в виде налога
государству, оставшегося едва хватало до следующего урожая. Но народ терпеливо
сносил все лишения и невзгоды. В мирное время он был вынужден выполнять тяжелую
трудовую повинность, начиная от рытья и очистки каналов до строительства крупных
сооружений. Во время нашествий земледельцы становились в ряды народного
ополчения, чтобы грудью защищать свой родной край от чужеземцев. На его же долю
приходилось восстановление домов, поселений и городов, разрушенных в результате
междоусобных войн, длившихся часто на протяжении многих лет. Народ, который
считал труд делом священным, воспитывал детей на уважении к трудовому хлебу,
пополняя тем самым ряды достойных сынов своей Родины.