Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Литература эпохи Темуридов
 

Эпоха Темуридов была периодом расцвета художественной литературы. Мощный толчок в своем развитии получила тюркоязычная литература. Появляется множество поэтических и прозаических произведений на тюркских наречиях. Укрепилась и расширилась взаимосвязь тюркской (староузбекской) и таджикской литератур. Появились переводы на тюркский язык. Стало развиваться литературоведение, создаются ценные научные труды.

Среди тюркских народов популярны были поэтические и прозаические произведения Ахмада Яссави, Сулеймана Бакиргани, Ахмада Югнаки, Рабгузи, Хайдара Хорезми. Амир Темур особенно ценил суфийского поэта Ахмада Яссави и приказал воздвигнуть величественный мавзолей над его могилой.

Среди тюркских литераторов особенно популярными были имена Сейида Насими, Сайф Сараи, Лутфи, а в персидской поэзии — Хафиза Ширази, Камола Худжанди, Салмана Саваджи. Вариант поэмы "Юсуф и Зулейха" Дурбека, поэтические произведения Атаи и поэмы "Зафарнаме" и "Цветок и навруз" Лутфи считались жемчужинами своего времени. Среди тюркоязычных литераторов Лутфи был знаменит и популярен еще до Алишера Навои. Он писал свои произведения не только на тюркском, но и на персидском языке. Лутфи воспевал любовь к справедливости и честности, милосердие, а также уважение к ученым и приверженность к знаниям, науке и искусству. В развитии художественной литературы эпохи Темуридов большая роль принадлежит Абд ар-Рахману Джами (1414-1492), крупнейшему поэту и мыслителю, наставнику Алишера Навои. Джами хорошо разбирался в грамматике, логике, греческой и восточной философии, естествознании, математике, астрономии. Он работал во всех известных в XV веке жанрах: продолжил традицию своих предшественников Саади Ширази, Камола Худжанди и развил их идеи. Джами написал около ста книг по самым различным вопросам науки и литературы. Основными поэтическими произведениями Джами являются: "Хафт авранг" ("Семь престолов"), "Бахористан" ("Весенний сад") и "Хирад намеи Искандари" ("Книга мудрости Александра Македонского"), проникнутые идеями гуманизма. Он осуждает деспотизм, тиранию, алчность и скупость, воспевает трудолюбие, человечность, равенство и мечтает о социальной справедливости, взаимопомощи и сотрудничестве, о мире между людьми.

Абд ар-Рахман Джами был современником и другом великого узбекского поэта Алишера Навои. Дружба двух классиков литературы есть яркий пример сотрудничества двух народов: узбеков и таджиков. Борьба за счастье человечества, культуру, науку, образование, искусство и литературу составляла основное содержание жизни этих великих людей эпохи Темуридов.

В духовной жизни эпохи Темуридов очень велика роль гениального поэта и мыслителя Алишера Навои. Вся жизнь Навои посвящена борьбе за народное счастье, справедливость, спокойствие и мир в стране. Он как мудрый политический деятель и ученый-энциклопедист внес неоценимый вклад в развитие литературы, науки и искусства.

Благодаря трудам Навои узбекская классическая литература поднялась на новую ступень. Он являлся покровителем науки и искусства, учителем-наставником многочисленных последователей. Творчество Навои многогранно. Как ученый он прославился множеством научных произведений в области языкознания, литературы, музыки, истории, философии, астрономии и педагогики. Им было написано более тридцати крупных художественных сочинений. "Хамса" (Пять поэм), "Хазоин ул-Маоний" (Сокровища знаний), "Махбуб ул-кулуб" (Возлюбленные сердец) и "Мухакамат ул-лугатайн" (Книга суждения о достоинствах двух языков) Навои стали выдающимися достижениями мировой литературы. Под псевдонимом "Фани" Навои писал на фарси ("Дивани Фани", "Хасби хал", "Тухфат ул-афкор").

В произведениях Навои с большим мастерством воспевается любовь и преданность, честность и дружба, мир, сотрудничество и разум. Он бичевал несправедливость, тиранию, обман, ложь и лицемерие, призывал людей к человеколюбию и познанию истории. Говоря о достоинствах истории, Навои особо подчеркивает поучительность исторических уроков. По его мнению, в истории отчетливо видны причины, ведущие к распаду государств, а также пути предотвращения произвола и разрушения. Он считал, что основа всех земных благ и изобилие — результат усердного труда. "Среди людей,— говорил он, — лучший тот, кто народу больше пользы принесет". Навои прославлял труд пахаря и каменщика, музыканта и художника, творчество поэта и ученого, приносящие пользу людям, обществу, стране.

Несомненно, Алишер Навои был одним из величайших поэтов средневековья и внес огромный вклад в духовную сокровищницу эпохи Темуридов. Многогранный талант Навои ставит его в один ряд с такими мировыми гениями, как Гомер и Данте, Фирдауси и Саади, Низами и Шота Руставели, Шекспир и Бальзак, Пушкин и Толстой, Рабиндранат Тагор и Лу Синь. Его творческое наследие стало достоянием всего человечества, а творения пережили века, вошли в память народа, вдохновляют и поныне.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru