Эпоха Темуридов была периодом расцвета художественной литературы. Мощный
толчок в своем развитии получила тюркоязычная литература. Появляется множество
поэтических и прозаических произведений на тюркских наречиях. Укрепилась и
расширилась взаимосвязь тюркской (староузбекской) и таджикской литератур.
Появились переводы на тюркский язык. Стало развиваться литературоведение,
создаются ценные научные труды.
Среди тюркских народов популярны были поэтические и прозаические произведения
Ахмада Яссави, Сулеймана Бакиргани, Ахмада Югнаки, Рабгузи, Хайдара Хорезми.
Амир Темур особенно ценил суфийского поэта Ахмада Яссави и приказал воздвигнуть
величественный мавзолей над его могилой.
Среди тюркских литераторов особенно популярными были имена Сейида Насими,
Сайф Сараи, Лутфи, а в персидской поэзии — Хафиза Ширази, Камола Худжанди,
Салмана Саваджи. Вариант поэмы "Юсуф и Зулейха" Дурбека, поэтические
произведения Атаи и поэмы "Зафарнаме" и "Цветок и навруз" Лутфи
считались жемчужинами своего времени. Среди тюркоязычных литераторов Лутфи был
знаменит и популярен еще до Алишера Навои. Он писал свои произведения не только
на тюркском, но и на персидском языке. Лутфи воспевал любовь к справедливости и
честности, милосердие, а также уважение к ученым и приверженность к знаниям,
науке и искусству. В развитии художественной литературы эпохи Темуридов большая
роль принадлежит Абд ар-Рахману Джами (1414-1492), крупнейшему поэту и
мыслителю, наставнику Алишера Навои. Джами хорошо разбирался в грамматике,
логике, греческой и восточной философии, естествознании, математике, астрономии.
Он работал во всех известных в XV веке жанрах: продолжил традицию своих
предшественников Саади Ширази, Камола Худжанди и развил их идеи. Джами написал
около ста книг по самым различным вопросам науки и литературы. Основными
поэтическими произведениями Джами являются: "Хафт авранг" ("Семь
престолов"), "Бахористан" ("Весенний сад") и "Хирад намеи Искандари"
("Книга мудрости Александра Македонского"), проникнутые идеями гуманизма. Он
осуждает деспотизм, тиранию, алчность и скупость, воспевает трудолюбие,
человечность, равенство и мечтает о социальной справедливости, взаимопомощи и
сотрудничестве, о мире между людьми.
Абд ар-Рахман Джами был современником и другом великого узбекского поэта
Алишера Навои. Дружба двух классиков литературы есть яркий пример сотрудничества
двух народов: узбеков и таджиков. Борьба за счастье человечества, культуру,
науку, образование, искусство и литературу составляла основное содержание жизни
этих великих людей эпохи Темуридов.
В духовной жизни эпохи Темуридов очень велика роль гениального поэта и
мыслителя Алишера Навои. Вся жизнь Навои посвящена борьбе за народное счастье,
справедливость, спокойствие и мир в стране. Он как мудрый политический деятель и
ученый-энциклопедист внес неоценимый вклад в развитие литературы, науки и
искусства.
Благодаря трудам Навои узбекская классическая литература поднялась на новую
ступень. Он являлся покровителем науки и искусства, учителем-наставником
многочисленных последователей. Творчество Навои многогранно. Как ученый он
прославился множеством научных произведений в области языкознания, литературы,
музыки, истории, философии, астрономии и педагогики. Им было написано более
тридцати крупных художественных сочинений. "Хамса" (Пять поэм), "Хазоин
ул-Маоний" (Сокровища знаний), "Махбуб ул-кулуб" (Возлюбленные
сердец) и "Мухакамат ул-лугатайн" (Книга суждения о достоинствах двух
языков) Навои стали выдающимися достижениями мировой литературы. Под псевдонимом
"Фани" Навои писал на фарси ("Дивани Фани", "Хасби хал", "Тухфат
ул-афкор").
В произведениях Навои с большим мастерством воспевается любовь и преданность,
честность и дружба, мир, сотрудничество и разум. Он бичевал несправедливость,
тиранию, обман, ложь и лицемерие, призывал людей к человеколюбию и познанию
истории. Говоря о достоинствах истории, Навои особо подчеркивает поучительность
исторических уроков. По его мнению, в истории отчетливо видны причины, ведущие к
распаду государств, а также пути предотвращения произвола и разрушения. Он
считал, что основа всех земных благ и изобилие — результат усердного труда.
"Среди людей,— говорил он, — лучший тот, кто народу больше пользы принесет".
Навои прославлял труд пахаря и каменщика, музыканта и художника, творчество
поэта и ученого, приносящие пользу людям, обществу, стране.
Несомненно, Алишер Навои был одним из величайших поэтов средневековья и внес
огромный вклад в духовную сокровищницу эпохи Темуридов. Многогранный талант
Навои ставит его в один ряд с такими мировыми гениями, как Гомер и Данте,
Фирдауси и Саади, Низами и Шота Руставели, Шекспир и Бальзак, Пушкин и Толстой,
Рабиндранат Тагор и Лу Синь. Его творческое наследие стало достоянием всего
человечества, а творения пережили века, вошли в память народа, вдохновляют и
поныне.