Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Музыкальное искусство в эпоху Темуридов
 

XIV—XV столетия стали новым этапом в музыкальном искусстве Средней Азии. В этот период дальнейшее развитие получили классические макомы, народные обрядовые песни и музыкальные сказания. Совершенствовались музыкальные инструменты, расширилась сфера инструментального и певческого исполнительства. При Амире Темуре и его преемниках — Шахрухе, Улугбеке, Абу Сейиде и Хусайне Байкаре, наряду со столичными Самаркандом и Гератом, многие крупные города Мавераннахра и Ирана (Бухара, Хива, Балх, Кабул и другие) становятся центрами музыкального профессионального образования.

Среди известных музыкантов того времени были Абдукадыр Найи, Кулмухаммад Шейхи, Хусайн Уди, Шахкули Гиджаки, Касым Раббони, Ахмад Кануни и многие другие. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесли музыковеды, наиболее известным среди которых был Ходжа Абдукадыр Мараги (1340-1435). Он автор более 200 трудов по теории музыки, таких, как "Пение и мелодия", "Свод мелодий" и других.

Музыка занимала особое место в жизни и творчестве Алишера Навои. Даже псевдоним его был взят из музыкальной терминологии — "наво" значит "мелодия", "напев". Он с благодарностью вспоминает своего учителя музыки, известного бастакора Ходжа Юсуфа Бурхана, которому посвятил следующие строки:

Дорога музыки — русло мое,
Игра на сазе — ремесло мое,
Постиг я, музыку держа в руках,
Науку о ритмических кругах.
Я обучаю музыке людей,
Верней, учитель я учителей.

Навои в своих произведениях не раз упоминает деятелей музыкального искусства, среди которых его дядя Мухаммад Али Гариби, бастакоры Абдулла Марварид, Хафиз Шарбати, Палван Мухаммад, певцы мавлана Айни, Хафиз Казак, инструменталисты Ходжа Камал ад-дин Уди, Али Кармал, Ходжа Абдулла Садр, авторы музыкальных трактатов Джами, Бинаи, мавлана Салими и мавлана Риязи.

Главное достижение музыкального искусства этого периода — формирование классического народного музыкально-вокального цикла "Шашмаком", состоящего из шести частей — макомов, каждый из которых содержит ряд мелодий. По сообщению музыковеда конца XVI века Дервиша Али Чанги, из 24-х распространенных в его время макомов некоторые принадлежали Улугбеку, 12 — Хусайну Байкаре и 7 — Алишеру Навои.

XIV—XV века можно назвать расцветом теории музыки на Востоке. Именно в это время были созданы труды Зайн ал-Абидина Хусайни "Научные и практические законы музыки", Наджм ад-дина Кавкаби (1480-1535) "Трактат о музыке" и Дервиша Али Чанги "Дары радости". Эти работы содержат ценнейшие сведения о жизни и деятельности многих бастакоров, певцов, музыкантов-инструменталистов эпохи Темуридов.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2017 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru