Особое место в духовной жизни государства Темуридов принадлежало рукописной
книге, поскольку книгопечатания тогда еще не было. Во все времена у народов
Средней Азии рукописная книга считалась особо почитаемой ценностью, источником
духовной преемственности поколений. Основным. материалом для рукописных книг
служили пергамент и бумага. В Средней Азии собственную бумагу стали делать в VII
веке в Самарканде, и отсюда она распространилась во многие страны. Производство
высококачественной бумаги стало важнейшим фактором развития науки, литературы и
искусства. Благодаря этому рукописные книги стали изготавливаться во многих
городах Мавераннахра и Хорасана. В XV веке, наряду с другими видами ремесел, на
высоком уровне находилось книжное дело. Появились искусные мастера книжного
искусства: каллиграфы, художники и переплетчики. В то время на изготовление
книги уходило очень много времени и труда. Каждая книга требовала особого
подхода и стиля — от подбора бумаги и чернил до переплета. Для того чтобы
рукопись благоухала, в чернила добавляли душистую амбру и розовую воду.
Каллиграфия считалась не только тонкой, почти ювелирной работой, но и
своеобразным искусством. Художественная ценность книги во многом зависела от
умения и таланта каллиграфа. Эта профессия требовала грамотности, широкого
кругозора, тонкого вкуса, а также огромной выдержки. Опыт и навыки передавались
от мастера к ученику, таким образом продолжались и совершенствовались традиции
каллиграфической школы.
Рукописная книга, сотворенная искусными мастерами в нескольких экземплярах,
стоила баснословно дорого. Такие книги изготавливались только по заказам
правителей и очень богатых людей. В библиотеках Самарканда, Герата, Бухары,
Табриза в XIV—XV веках хранилось немало изящно оформленных и иллюстрированных
редких рукописей. Это было время нового периода в развитии книжного искусства.
Известным каллиграфом Мирали Табризи (1330—1404) был разработан новый
изящный почерк "насталик", получивший большую известность и широкое
распространение. Другим крупным мастером, которого называли "Царем каллиграфии",
был Султанали Машхади (1432—1520). До наших дней сохранилось более 50
книг, переписанных Султанали Машхади, в том числе произведения Низами, Аттара,
Хафиза, Саади, Хосрова Дехлеви, Джами, Навои, Хусайна Байкары и др. Признанный
мастер по резьбе, он выполнил также надписи на стенах дворца Хусайна Байкары и
на его надгробной плите. Им была написана книга по искусству каллиграфии.
В этот период в Самарканде и Герате были созданы государственные библиотеки.
В них не только хранились рукописные книги и их копии, но и велась работа по
сбору ценных рукописей, их художественному оформлению и переплетению. Такие
библиотеки были средневековыми книжными мастерскими. Здесь под началом
заведующего библиотекой — китабдара — работали опытные каллиграфы, искусные
художники-миниатюристы, резчики и переплетчики и т.п. Так, например, в гератской
библиотеке брата Улугбека — Байсункара трудилось более 40 каллиграфов и
несколько художников-миниатюристов. В 1429 году здесь был выполнен знаменитый
список с двадцатью миниатюрами поэмы Абулкасыма Фирдауси "Шахнаме".
Во второй половине XV века книжному делу уделяли большое внимание правитель
Хорасана Хусайн Байкара и Алишер Навои. Они заботились об обогащении книжного
фонда дворцовой библиотеки. Брат Навои — Дервиш Али был назначен китабдаром. Он
собрал в библиотеке лучших художников-миниатюристов и каллиграфов, среди которых
были знаменитые Султанали Машхади и Рафики. По заказу Хусайна Байкары и Алишера
Навои они переписывали множество книг и сборников стихов. По сведениям Бабура,
Султанали в день переписывал 30 бейтов (стихотворных строк) Хусайна Байкары и 20
бейтов Алишера Навои.