Testhistory.ru - Онлайн тестирование по истории
Тесты по истории
Проверить свой уровень!
2000-10 1998-10
2000-09 1998-09
2000-08 1998-08
2000-07 1998-07
2000-06 1998-06
2000-05 1998-05
2000-04 1998-04
2000-03 1998-03
2000-02 1998-02
2000-01 1998-01
1999-10 1997-10
1999-09 1997-09
1999-08 1997-08
1999-07 1997-07
1999-06 1997-06
1999-05 1997-05
1999-04 1997-04
1999-03 1997-03
1999-02 1997-02
1999-01 1997-01
По темам
История Узбекистана
конец XX вв. - 2006 гг.
начало XX вв. - распад СССР
вторая пол. XIX - нач. XX вв.
XVI - середина XIX вв.
IV - начало XVI вв.
древнейшее время - IV в.

На главную Английский язык Русский язык Математика Химия и биология Физика География
Искусство книги в эпоху Темуридов
 

Особое место в духовной жизни государства Темуридов принадлежало рукописной книге, поскольку книгопечатания тогда еще не было. Во все времена у народов Средней Азии рукописная книга считалась особо почитаемой ценностью, источником духовной преемственности поколений. Основным. материалом для рукописных книг служили пергамент и бумага. В Средней Азии собственную бумагу стали делать в VII веке в Самарканде, и отсюда она распространилась во многие страны. Производство высококачественной бумаги стало важнейшим фактором развития науки, литературы и искусства. Благодаря этому рукописные книги стали изготавливаться во многих городах Мавераннахра и Хорасана. В XV веке, наряду с другими видами ремесел, на высоком уровне находилось книжное дело. Появились искусные мастера книжного искусства: каллиграфы, художники и переплетчики. В то время на изготовление книги уходило очень много времени и труда. Каждая книга требовала особого подхода и стиля — от подбора бумаги и чернил до переплета. Для того чтобы рукопись благоухала, в чернила добавляли душистую амбру и розовую воду.

Каллиграфия считалась не только тонкой, почти ювелирной работой, но и своеобразным искусством. Художественная ценность книги во многом зависела от умения и таланта каллиграфа. Эта профессия требовала грамотности, широкого кругозора, тонкого вкуса, а также огромной выдержки. Опыт и навыки передавались от мастера к ученику, таким образом продолжались и совершенствовались традиции каллиграфической школы.

Рукописная книга, сотворенная искусными мастерами в нескольких экземплярах, стоила баснословно дорого. Такие книги изготавливались только по заказам правителей и очень богатых людей. В библиотеках Самарканда, Герата, Бухары, Табриза в XIV—XV веках хранилось немало изящно оформленных и иллюстрированных редких рукописей. Это было время нового периода в развитии книжного искусства. Известным каллиграфом Мирали Табризи (1330—1404) был разработан новый изящный почерк "насталик", получивший большую известность и широкое распространение. Другим крупным мастером, которого называли "Царем каллиграфии", был Султанали Машхади (1432—1520). До наших дней сохранилось более 50 книг, переписанных Султанали Машхади, в том числе произведения Низами, Аттара, Хафиза, Саади, Хосрова Дехлеви, Джами, Навои, Хусайна Байкары и др. Признанный мастер по резьбе, он выполнил также надписи на стенах дворца Хусайна Байкары и на его надгробной плите. Им была написана книга по искусству каллиграфии.

В этот период в Самарканде и Герате были созданы государственные библиотеки. В них не только хранились рукописные книги и их копии, но и велась работа по сбору ценных рукописей, их художественному оформлению и переплетению. Такие библиотеки были средневековыми книжными мастерскими. Здесь под началом заведующего библиотекой — китабдара — работали опытные каллиграфы, искусные художники-миниатюристы, резчики и переплетчики и т.п. Так, например, в гератской библиотеке брата Улугбека — Байсункара трудилось более 40 каллиграфов и несколько художников-миниатюристов. В 1429 году здесь был выполнен знаменитый список с двадцатью миниатюрами поэмы Абулкасыма Фирдауси "Шахнаме".

Во второй половине XV века книжному делу уделяли большое внимание правитель Хорасана Хусайн Байкара и Алишер Навои. Они заботились об обогащении книжного фонда дворцовой библиотеки. Брат Навои — Дервиш Али был назначен китабдаром. Он собрал в библиотеке лучших художников-миниатюристов и каллиграфов, среди которых были знаменитые Султанали Машхади и Рафики. По заказу Хусайна Байкары и Алишера Навои они переписывали множество книг и сборников стихов. По сведениям Бабура, Султанали в день переписывал 30 бейтов (стихотворных строк) Хусайна Байкары и 20 бейтов Алишера Навои.

 

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus


 
  © 2011-2018 “TESTHISTORY.RU” Онлайн-тестирование по истории.
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, ссылка на сайт testhistory.ru обязательна.
E-mail: testhistory.ru@mail.ru