В эпоху Темуридов в городах, в частности в Самарканде и Герате, заметно
расширяются масштабы строительных работ, возрастает роль строительных профессий.
Особенно популярны были профессии архитекторов, инженеров, каменщиков-резчиков
по ганчу, камнетесов и др. Искусные мастера, выполнявшие росписи и резьбу по
ганчу и дереву, назывались устодами.
В этот период искусство обработки камня достигло высокого совершенства. В
Самарканде каменная подставка (лаух) для Корана, установленная в соборной мечети
Биби Ханым, надгробная плита из нефрита в Гур-Эмире, мраморные плиты с
вырезанными на них кораническими надписями и эпитафиями в мавзолеях Шахи-Зинда и
другие памятники XV века являются высокохудожественными образцами народных
строительных ремесел. Труд и искусство камнетесов в них соединились с огромным
мастерством каллиграфов.
В XV веке повсеместно распространилось стеклоделие. В Самарканде был целый
квартал стекольщиков. Из стекла изготовлялась разнообразная посуда, чернильницы,
сосуды для лекарств и парфюмерии, домашняя утварь. Цветные стекла —
небесно-голубые, фиолетовые, желтые, зеленые и красные использовались в декоре
дворцов.
Наряду с другими, все более востребованной становилась профессия
деревоотделочников, которые занимались производством разнообразных инструментов,
утвари, ткацких станков, двухколесных телег, седел, форм для кирпичей и обуви,
сундуков, колыбелей, шкатулок и прочего. Искусные мастера выполняли также
росписи и резьбу. Они делали резные двери, оконные решетки — панджара, колонны,
наборные потолки, барьеры, столы и стулья. Двери Гур-Эмира и Шахи-Зинды с
вырезанными на них кораническими надписями являются бесценными образцами
каллиграфического искусства XV века. Возведенная на площади Регистан во времена
Улугбека и не сохранившаяся мечеть Мукатта вся — от дверей и решеток до стен и
потолков — была украшена искусной резьбой по дереву.
Особое место занимало самаркандское производство бумаги. Вблизи города, на
берегу реки Оби-рахмат, действовали цеха и специальные водяные мельницы для
производства из тряпичной массы бумаги, которая высоко ценилась средневековыми
восточными каллиграфами и вывозилась за пределы государства. В этот период
получает развитие также кожевенное производство. Из кожи шили легкие камзолы,
обувь, изготовляли ременную упряжь. Потребность в изделиях шорников особенно
возрастала во время военных походов, когда повышался спрос на кожаные колчаны,
ножны для сабель, кинжалов, ножей и тому подобное. Верхнюю одежду из меха
производили ремесленники-скорняки, которые продавали много своего товара в
степь. В Самарканде существовал целый торговый ряд из мастерских и лавок, где
изготовляли и продавали верхнюю одежду и головные уборы.
Таким образом, в XV веке в крупных городах Мавераннахра и Хорасана существовали
все основные виды средневекового ремесла. Центральные базары (Чорсу) обычно были
окружены лавками, мастерскими ремесленников — ювелиров, керамистов, жестянщиков,
каллиграфов, переплетчиков и др. Любопытно, что преобладающая часть
ремесленников относилась к просвещенным горожанам. Многие поэты, музыканты,
художники и историки XV и начала XVI века были выходцами из среды состоятельных
ремесленников и торговцев.