Разрушенный монголами и оставленный жителями Самарканд в период правления
Амира Темура заново возрождается, но южнее древних развалин. Превращенный в
столицу, Самарканд становится самым привилегированным городом Мавераннахра.
Строительными работами и благоустройством города руководил близкий Темуру
военачальник эмир Акбуга.
В 1371 году новый Самарканд был обнесен мощной крепостной стеной, которая
имела шесть ворот — Аханин, Шейхзаде, Чорсу, Каризгох, Сузангаран и Фируза. В
западной части города были построены цитадель, резиденция Амира Темура дворец
Коксарай и Бустансарай, где располагался весь управленческий аппарат.
Коксарай представлял собой четырехэтажное купольное здание, портал, арка и стены
которого были покрыты разноцветными мозаичными изразцами и майоликой, в
основном, голубого цвета, отсюда и название "Коксарай" (Голубой дворец). В
Коксарае проводились церемонии возведения на трон, когда правителя торжественно
усаживали на своеобразный каменный трон — "Кокташ" (голубой камень), покрытый
белым войлоком. В цитадели располагались оружейные мастерские и арсенал,
монетный двор и тюрьма. Среди монументальных зданий, построенных в это время,
особого внимания заслуживает городская соборная мечеть — Масжиди Джами,
известная в наше время как мечеть Биби-Ханым. Кроме соборной мечети, в
этот период был построен ряд прекрасных мавзолеев Шахи Зинда, а также
усыпальница Гур Эмир, где похоронены Амир Темур и некоторые члены его
семьи. Руи Гонсалес де Клавихо, в 1404 году во главе кастильского посольства
посетивший Самарканд, был поражен размахом строительных работ. Об этой поездке
Клавихо оставил подробный дневник, напечатанный в 1582 году под названием "Жизнь
и деятельность великого Тамерлана".
Следует отметить, что в строительной деятельности Амир Темур преследовал
определенные политические цели — возведенные им величественные архитектурные
сооружения, особенно на границах со степью (в частности, мавзолей Ахмада Яссави
в Туркестане), должны были демонстрировать силу, могущество и величие его
империи. В этой связи в Кеше на портале дворца Ак-сарай среди росписей были
высечены слова: "Если ты сомневаешься в нашей силе и могуществе, взгляни на
построенное нами".
В Самарканде при Амире Темуре можно было встретить мастеров Исфахана, Шираза,
Халеба и других городов Востока. Их труд использовался на самых разнообразных
стройках, будь то капитальные здания, загородные сады, парки или даже обычные
мастерские — дуконы.
"Город Самарканте, — писал Клавихо, — расположен на равнине и
окружен земляным валом и очень глубокими рвами. Он немного больше города
Севильи, того, что внутри городской стены, а за городом выстроено много домов,
примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружен садами и
виноградниками, которые тянутся в иных местах на полторы лиги, а в других на
две. А город стоит среди них. Между этими садами пролегают улицы и площади,
очень населенные".
По данным Клавихо, в тот период в Самарканде проживало более полутораста
тысяч человек различных сословий и вероисповеданий. "Среди этих людей были
разные народы, — подчеркивал Клавихо, — турки, арабы, мавры и другие,
армянские и греческие католики, несториане и якобиты и те, которые совершают
обряд крещения огнем на лице, то есть те христиане, которые имеют особые понятия
в вере. Этих людей было столько, что они не могли поместиться ни в городе, ни на
площадях и улицах, ни в селениях и за городом... их было удивительно много".
Несмотря на это, отмечает Клавихо, на северный берег Амударьи, то есть в
Мавераннахр, пропускали всякого, кто хотел. Но покинуть Мавераннахр никто без
разрешения не мог — Темур не хотел потерять хотя бы одного человека, способного
к ремеслу.