Движение сарбадаров возникло в Хорасане еще в 30-х годах XIV века и было
направлено против ига монголов. Название этого народного движения возникло от
лозунга его участников — "Или борьба за свободу народа, или же голова на
виселице". Слово "сарбадар" означает "висельник". Сарбадарам удалось даже
создать в Хорасане самостоятельное государство с центром в Сабзеваре, которое
просуществовало почти 45 лет (1337—1381).
В 60-х годах XIV века были сторонники движения сарбадаров и в Самарканде. Они
призвали горожан оказать сопротивление монгольскому войску. На призыв
откликнулось около 10 тысяч жителей Самарканда. Оборону города возглавили
сарбадары Мавланазаде Самарканди, Хордак Бухари и Абу Бакр Кулуи Над-даф,
староста махалли трепальщиков хлопка. Защитники построили на улицах баррикады.
Неоднократные атаки могольских войск в течение трех дней не дали никаких
результатов. Понеся большие потери, моголы решили организовать правильную осаду.
Однако через некоторое время в войсках кочевников пошел мор на лошадей. Не
осталось даже одной лошади на четверых. Ильяс Ходжа был вынужден отступить от
Самарканда, а затем вообще покинуть пределы Мавераннахра.
После ухода моголов власть в Самарканде перешла в руки сарбадаров. Город
ликовал. Начали осуществляться какие-то мероприятия по переделу собственности.
Низамиддин Шами упоминает о насилиях, якобы чинимых сарбадарами по отношению к
знатным людям Самарканда. Однако источники дают весьма скудные сведения о
мероприятиях сарбадаров по упорядочению внутренней жизни города. Сарбадары
Самарканда находились у власти до весны следующего года.
Весть о победе сарбадаров над Ильяс Ходжой дошла до эмиров — Хусайна и
Темура, которые зимовали: Темур — в Карши, а Хусайн — в Салисарае на берегу
Амударьи. Весной 1366 года эмиры вместе двинули войска в Самарканд.
Остановившись у самого города, в местности Кани Гиль, они написали сарбадарам
письмо, в котором сообщали, что одобряют их действия и хотели бы с ними
встретиться. Поверив эмирам, руководители сарбадаров приехали в военный лагерь,
где сначала им были оказаны почести. Однако на следующий день их судили, как
зачинщиков беспорядков в городе. По просьбе Амира Темура, сохранили жизнь
Мавланазаде, остальных повесили в Кани Гиле. Таким образом, движение
самаркандских сарбадаров было обезглавлено, а эмиры Хусайн и Темур вновь стали
полновластными хозяевами Самарканда и всего Мавераннахра.
Спустя некоторое время отношения между эмирами обострились, а после смерти
Ульджай Туркан-ага — жены Темура и сестры Хусайна и вовсе приобрели явно
враждебный характер. Хусайн, вернувшись в Балх, отстроил городские
оборонительные стены, укрепил цитадель Хиндуван. Из Балха, Кундуза и Бадахшана
им было собрано многочисленное войско. Амир Темур как правитель Кеша и Несефа
тоже готовился к серьезной борьбе со своим бывшим союзником. В обстановке
взаимной вражды столкновение было неизбежным. В 1367—1370 годах таких
столкновений произошло несколько.